Новые проблемы содержания бесстыкового пути на особогрузонапряженных участках
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_5
Аннотация
В статье проанализировано состояние и дана оценка устойчивости бесстыкового железнодорожного пути. Эксплуатация бесстыкового пути на отечественных железных дорогах показала высокую эффективность, чему способствовал ряд конструктивных решений (применение рельсов повышенного качества с дифференцированным термоупрочнением, надежных струнобетонных шпал, щебеночного балласта из твердых горных пород, шурупно-дюбельных скреплений, в том числе подкладочных). Эти факторы создают необходимые условия для обеспечения безопасного движения поездов.
Рассмотрено воздействие двухсекционных электровозов постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» на путь в части оценки продольных и поперечных сил. Анализ состояния путевой инфраструктуры на участках обращения новых электровозов выявил еще одну проблему – рост дефектности рельсовых плетей.
Изучена проблема интенсивного роста числа мест временного восстановления плетей бесстыкового пути из-за установления жесткого температурного регламента ликвидации таких мест, что способствовало их интенсивному повсеместному накоплению. Представлен анализ динамики развития мест временного восстановления плетей бесстыкового пути с 2000 по 2020 г.
Оценка состояния балластной призмы на сети железных дорог показала, что при наработке тоннажа от 0 до 250 млн т груза брутто наибольшее количество повреждений призмы вызвано выплесками длиной от 6 до 10 м, что свидетельствует о наличии проблемы устранения локальных грязевых выплесков.
Рассмотрены действующая в настоящее время методика контроля и оценки состояния бесстыкового пути температурно-напряженного типа, а также мероприятия, обеспечивающие устойчивость бесстыкового пути в зависимости от его состояния.
Об авторах
Н. И. КарпущенкоРоссия
Николай Иванович Карпущенко – профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство», доктор технических наук
Новосибирск
И. К. Ардышев
Россия
Илья Константинович Ардышев – аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство»
Новосибирск
Список литературы
1. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути : утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2544р // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: https://login.consult-ant.ru/link/?req=doc&base=STR&n=21464&demo=1 (дата обращения: 14.06.2022).
2. Бесстыковой путь / В. Г. Альбрехт, Н. П. Виноградов, Н. Б. Зверев, А. Я. Коган. Москва : Транспорт, 2000. 408 с.
3. Васильева С. А., Борц А. И. Новые локомотивы – новые проблемы содержания бесстыкового пути // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 6. С. 9–13.
4. Виногоров Н. П., Малявин Д. А. Сокращение мест временного восстановления рельсовых плетей // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 3. С. 11–15.
5. Сварочные и наплавочные технологии на железнодорожном транспорте : сборник научных трудов ВНИИЖТа / под редакцией А. В. Гудкова. Москва : Интекст, 2008. 176 с.
6. Маркин С. В. Решение проблемы устранения локальных выплесков // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 5. С. 18–21.
7. Овчинников Д. В., Суслов О. А. Метод оценки устойчивости бесстыкового пути под поездной нагрузкой // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 6. С. 16–20.
8. Суслов О. А. Методологические основы определения допускаемых значений вероятности возникновения выброса и сдвига рельсошпальной решетки бесстыкового пути // Вестник транспорта Поволжья. 2016. № 6 (60). С. 48–52.
9. Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 28.02.2020 № 436/р // Обучение и тестирование : [сайт]. URL: https://tst.studyshark.ru/wp-content/up-loads/2021/02/Инструкции-по-оценке-рк-№436р-28.02.2020.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
10. Овчинников Д. В., Покацкий В. А. Оценка устойчивости бесстыкового пути при наличии вариативного фактора сил сопротивления перемещениям рельсошпальной решетки // Вестник транспорта Поволжья. 2014. № 1 (43). С. 96–106.
Рецензия
Для цитирования:
Карпущенко Н.И., Ардышев И.К. Новые проблемы содержания бесстыкового пути на особогрузонапряженных участках. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(1):5-14. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_5
For citation:
Karpuschenko N.I., Ardyshev I.K. New problems of continuously welded rail track maintenance in high traffic areas. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(1):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_5