Формирование многофакторных матриц эксплуатационных показателей при различных вариантах конфигурации однопутного полигона и системах интервального регулирования движения поездов
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_28
Аннотация
На современном этапе значительное развитие систем автоматики и телемеханики обусловило многообразие режимов эксплуатации сети железных дорог, в связи с чем более детального исследования требует определение потенциала систем интервального регулирования движения поездов для повышения эффективности перевозочного процесса на однопутных железнодорожных полигонах.
Целью работы является оценка эффективности применения различных вариантов интервального регулирования на однопутных полигонах в условиях роста размеров движения и сочетаний дестабилизирующих факторов при сопоставлении с переходом на двухпутную конфигурацию полигона.
Для симуляции работы полигона задействовано многоподходное моделирование, включающее применение процессного подхода для имитации действий дежурного персонала по пропуску поездов, агентного моделирования для имитации выбора режима движения поезда и системной динамики для проведения тяговых расчетов в режиме реального времени. Предложен подход к оценке эффективности применения интервального регулирования на основе анализа матриц показателей и конфигурации однопутного полигона. При двухпутной конфигурации полигона растущие размеры движения вкупе с дестабилизирующими факторами снижают маршрутную скорость, а при однопутной, помимо замедления поездопотока, вызывают дефицит пропускной способности, ведущий к увеличению объема требуемой инфраструктуры. Значительное улучшение показателей и снижение потребности в дополнительной инфраструктуре при однопутной конфигурации обеспечивают переходы от традиционной автоблокировки с «фиксированными» блок-участками к виртуальной сцепке и от автоблокировки с «подвижными» блок-участками к координатной системе интервального регулирования. Интервальное регулирование на однопутном полигоне может стать одним из действенных инструментов интенсификации перевозочного процесса, позволяющим сократить экстенсивное увеличение инфраструктуры полигона. При этом следует отметить отсутствие универсального для однопутных полигонов варианта интервального регулирования и необходимость изменения существующей инфраструктуры для максимальной реализации потенциала данной технологии.
Об авторе
Н. И. ОсиповРоссия
Николай Игоревич Осипов, аспирант, преподаватель
кафедра «Управление эксплуатационной работой»
Новосибирск
Список литературы
1. Бушуев С. В., Ковалев И. А. Восстановление движения после отказов с применением виртуальной сцепки поездов // Автоматика на транспорте. 2024. Т. 10, № 1. С. 64–73. DOI: 10.20295/2412-9186-2024-10-01-64-73.
2. Сравнительная оценка параметров движения поездов для различных вариантов виртуальной сцепки / Е. Н. Розенберг, А. В. Озеров, В. И. Кузнецов, С. С. Тихонов // Мир транспорта. 2023. Т. 21, № 4 (107). С. 30–39. doi: 10.30932/1992-3252-2023-21-4-4.
3. Чепцов М. Н., Сорокин В. Е. Расчет максимального времени отсутствия радиосвязи в системах интервального регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала // Известия Транссиба. 2020. № 4 (44). С. 127–134.
4. Бессоненко С. А., Климова Е. В., Осипов Н. И. Оценка эффективности интервального регулирования движения поездов // Транспорт Урала. 2023. № 3 (78). С. 35–45. DOI: 10.20291/1815-9400-2023-3-35-45.
5. Бессоненко С. А., Осипов Н. И., Медведев В. И. Оценка эффективности интервального регулирования движения поездов как альтернативы сооружению вторых главных путей // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023. № 4 (67). С. 21–29. DOI: 10.52170/1815-9265_2023_67_21.
6. Diaz de Rivera A., Dick C. T., Evans L. E. Improving Railway Operational Efficiency with Moving Blocks, Train Fleeting, and Alternative Single-Track Configurations // Transportation Research : Journal of the Transportation Research Board. 2020. Vol. 2674, Iss. 2. P. 146–157. DOI: 10.1177/0361198120905842.
7. Diaz de Rivera A., Dick C. T., Evans L. E. Potential for Moving Blocks and Train Fleets to Enable Faster Train Meets on Single-Track Rail Corridors // Journal of Transport Engineering, Part A: Systems. 2020. Vol. 146, Iss. 8. P. 1–13. DOI: 10.1061/JTEPBS.0000403.
8. Батурин А. П., Осипов А. П. Современные системы интервального регулирования движения поездов железных дорог мира // Мир транспорта. 2023. Т. 21, № 2 (105). С. 18–26. doi: 10.30932/1992-3252-2023-21-2-2.
9. Черняк А. Р., Карасев С. В. Разработка структуры модели специализированной грузовой железнодорожной линии с группировкой функциональных задач // Транспорт: наука, техника, управление : научный информационный сборник. 2024. № 2. С. 24–34. DOI: 10.36535/0236-1914-2024-02-4.
10. Черняк А. Р., Карасев С. В. Особенности путевого развития специализированных железнодорожных линий для обеспечения бесшовных технологий перевозки тяжеловесных грузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 15–27. DOI: 10.52170/1815-9265_2022_63_15.
11. Методика увеличения пропускной способности линии при росте объема перевозок / Г. М. Грошев, А. В. Сугоровский, А. А. Грачев [и др.] // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 5 (84). С. 26–29.
12. Корниенко Н. В., Мехедов М. И. Выбор системы интервального регулирования движения поездов в условиях возрастающих потребностей освоения прогнозируемых объемов перевозок // Вестник ВНИИЖТ. 2022. Т. 81, № 1. С. 63–70. DOI: 10.21780/2223-9731-2022-81-1-63-70.
13. Левин Д. Ю. Расчет и оценка эффективности использования перевозочных возможностей железных дорог // Наука и технологии железных дорог. 2023. Т. 7, № 3 (27). С. 8–17.
14. Правдина Е. Н. Комплексное увеличение пропускной способности однопутной линии во взаимодействии с работой станций : специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Правдина Елена Николаевна. Москва, 1984. 223 с.
15. Сотников Е. А., Шенфельд К. П. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях и ее влияние на потребную пропускную способность участков // Вестник ВНИИЖТ. 2011. № 5. С. 3–9.
16. Бадажков М. А. Повышение эффективности использования графика движения грузовых поездов : специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бадажков Михаил Александрович. Новосибирск, 2022. 182 с.
17. Белоголов Ю. И., Гозбенко В. Е. Моделирование поездопотоков на участке Усть-Илимск – Хребтовая с целью увеличения пропускной способности // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 28–35. DOI: 10.52170/1815-9265_2022_63_28.
18. Оценка совместимости системы тягового электроснабжения при внедрении интервального регулирования движения поездов по технологии «Виртуальная сцепка» / Н. П. Асташков, В. А. Оленцевич, Ю. И. Белоголов, В. В. Кашковский // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. № 3 (67). С. 173–180. DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).173-180.
Рецензия
Для цитирования:
Осипов Н.И. Формирование многофакторных матриц эксплуатационных показателей при различных вариантах конфигурации однопутного полигона и системах интервального регулирования движения поездов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(3):28-39. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_28
For citation:
Osipov N.I. Formation of operational indicators multi-factor matrices under different variants of single-track polygon configuration and interval train control systems. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(3):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_28