Оценка риска задержки поездов по причине несвоевременной очистки железнодорожных путей станций от снега
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_5
Аннотация
В статье проанализированы технологические нарушения, допущенные по причине несвоевременной очистки железнодорожных путей станций от снега. На основе статистических данных построен график зависимости количества нарушений от их продолжительности. Установлено, в Новосибирском регионе за четыре зимних периода с 2019 по 2023 гг. около 40 % станций от общего их количества являются метеозависимыми и подвержены риску задержки поездов. Максимальное количество нарушений зафиксировано на станции Обь, при этом максимальная их продолжительность наблюдается на станции Инская.
Основные задачи исследования – оценка риска задержки поездов по причинам, связанным с несвоевременной очисткой железнодорожных путей станций от снега, путем построения матрицы рисков и разработка рекомендаций для его снижения.
Для железнодорожных станций Новосибирского региона Западно-Сибирской железной дороги допустимый уровень риска задержки поездов составил 0,104 поездо-часов в год, что согласуется с нормативными документами. Также определено, что в регионе фактический уровень рисков не превышает допустимого. Построена матрица рисков задержки поездов по причинам, связанным с несвоевременной очисткой железнодорожных путей станций от снега, и определены станции, уровень риска на которых рекомендуется снизить: № 1, 4, 8, 9, 11, 13, 16 и 20. Для каждого уровня риска разработаны рекомендации, направленные на снижение частоты нарушений и продолжительности задержки поездов. Также удалось определить границы широко приемлемого уровня риска и железнодорожные станции, не требующие разработки краткосрочных мер по снижению риска при наличии нарушений.
Об авторах
А. Л. МанаковРоссия
Алексей Леонидович Манаков, ректор, доктор технических наук, профессор
Новосибирск
А. Ю. Репях
Россия
Алексей Юрьевич Репях, аспирант, преподаватель
Новосибирск
Список литературы
1. Гапанович В. А. Система УРРАН. Универсальный инструмент поддержки принятия решений // Железнодорожный транспорт. 2012. № 10. C. 16–22.
2. Микава А. В. Обеспечение требуемых статических параметров скоростных и высокоскоростных контактных подвесок на этапах жизненного цикла : специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Микава Александр Ваноевич ; Уральский государственный университет путей сообщения. Екатеринбург, 2017. 156 с.
3. Замышляев А. М., Рачковский М. Ю., Никифорова М. С. Экономические критерии принятия решений о замене основных средств на основе методологии УРРАН // Экономика железных дорог. 2012. № 12. С. 11–12.
4. Репях А. Ю. Анализ эффективности работы снегоуборочных поездов с помощью картирования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (62). С. 15–22.
5. ГОСТ Р 54505–2011. Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте : дата введения 01. 08. 2012 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Москва: Стандартинформ, 2011. 54 с.
6. Солдатов Д. В. Нормирование и анализ показателей надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики : специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Солдатов Дмитрий Владимирович ; Российский университет транспорта (МИИТ). Москва, 2018. 294 с.
7. Ковалев А. А., Шаюхов Т. Т. Оценка риска отказа участка контактной сети // Транспортное дело России. 2015. № 5. С. 142–146.
8. Человеческий фактор в технологических процессах железной дороги / А. Л. Манаков, В. С. Воробьев, И. В. Яньшина, И. Б. Репина // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. № 4 (47). С. 5–14.
9. Методические рекомендации по построению матрицы рисков открытого акционерного общества «Российские железные дороги» : утверждены распоряжением от 01. 12. 2023 № 3060/р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Положение об учете, расследовании и анализе технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАТ : утверждено распоряжением от 06. 09. 2021 № 1915/р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Рецензия
Для цитирования:
Манаков А.Л., Репях А.Ю. Оценка риска задержки поездов по причине несвоевременной очистки железнодорожных путей станций от снега. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(3):5-11. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_5
For citation:
Manakov A.L., Repyakh A.Yu. Assessing the risk of train delays due to untimely clearing of railway tracks from snow at stations. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(3):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_5