Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Обоснование параметров катка для повышения эффективности уплотнения земляных насыпей в транспортном строительстве

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_40

Аннотация

Развитие транспортной инфраструктуры – это приоритетная задача для нашей страны с ее огромными, до конца не освоенными территориями. Транспортное строительство требует применения передовых технологий и самой современной, высокопроизводительной строительной техники. В статье обосновывается актуальность и важность процесса уплотнения дорожных материалов при строительстве грунтовых насыпей автомобильных дорог. Именно земляное полотно является несущим инженерным сооружением для дорогостоящих верхних слоев дорожного основания и покрытия. Если грунты земляного полотна будут уплотнены некачественно, это приведет к разрушению не только самой грунтовой насыпи, но и расположенных на ней верхних технологических слоев, а это недопустимые убытки. Дорожные самоходные катки – это основные машины, которые выполняют уплотнение технологических слоев дороги, обеспечивая их прочность и долговечность. Различные конструкции и типы дорожных катков появились вследствие многообразия уплотняемых материалов и их свойств. Для обеспечения эффективного процесса уплотнения необходимо правильно выбирать не только тип уплотняющей машины, но и режимы ее работы. Рассматривается новый рабочий орган дорожного катка, способный регулировать контактные давления в расширенном диапазоне. Представлен экспериментальный образец и расчетная схема для определения основных параметров. В статье приводится разработанная методика обоснования параметров дорожного катка с новым рабочим органом для строительства транспортной инфраструктуры. Использование катка новой конструкции и правильно подобранные параметры его работы позволят повысить эффективность строительства и уменьшить затраты на технологическую операцию уплотнения слоев земляного полотна.

Об авторах

С. В. Савельев
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Сергей Валерьевич Савельев – профессор кафедры «Эксплуатация нефтегазовой и строительной техники», доктор технических наук

Омск



А. А. Юрченко
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Анастасия Александровна Юрченко – студент института «Автомобильный транспорт, нефтегазовая и строительная техника»

Омск



Р. Е. Литовченко
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Роман Евгеньевич Литовченко – студент института «Автомобильный транспорт, нефтегазовая и строительная техника»

Омск



Список литературы

1. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог : стандарт организации : СТО НОСТРОЙ 2.25.23–2011 : введен 05.12.2011. Москва : МАДИ-плюс : БСТ, 2012. 66 с. (Автомобильные дороги).

2. Кустарев Г. В., Жуков С. И. Результаты экспериментальных исследований по созданию перспективных инженерно-дорожных машин // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2019. № 4 (59). С. 46–55.

3. Шорохов Д. А., Тюремнов И. С. Прогнозирование технологических возможностей вибрационных катков при уплотнении грунтов // Семьдесят четвертая Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием : сборник материалов конференции. Ярославль : Ярославский государственный технический университет, 2021. С. 331–334.

4. Патент № 162483 на полезную модель Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Дорожный каток : № 2015157015 : заявлено 29.12.2015 : опубликовано 24.05.2016 / Савельев С. В., Михеев В. В., Потеряев И. К., Белодед А. С. ; заявитель и патентообладатель ОмГТУ. 8 с.

5. Пермяков В. Б. Совершенствование теории, методов расчета и конструкций машин для уплотнения асфальтобетонных смесей : специальность 05.05.04 «Дорожные и строительные машины» : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Пермяков Владислав Борисович ; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Омск, 1992. 485 с.

6. Хархута Н. Я., Васильев Ю. М., Охраменко Р. К. Уплотнение грунтов дорожных насыпей. Москва : Автотрансиздат, 1958. 144 с.

7. Савельев С. В., Потеряев И. К., Белодед А. С. Перспективные дорожные катки для уплотнения грунтовых насыпей при строительстве транспортных объектов Сибири // Транспорт и логистика Якутской Арктики / Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия). Якутск : Цумори Пресс, 2016. С. 159–164.

8. Савельев С. В., Белодед А. С. Повышение эффективности уплотнения земляного полотна дорожными катками // Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых : материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Омск : СибАДИ, 2017. С. 228–230.

9. Хархута Н. Я., Васильев Ю. М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. Москва : Транспорт, 1975. 285 с.

10. Форсблад Л. Вибрационное уплотнение грунтов и оснований / пер. с англ. И. В. Гагариной. Москва : Транспорт, 1987. 188 с.

11. СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02–85* : утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. № 53/пр. Москва : Кодекс, 2021. 94 с.


Рецензия

Для цитирования:


Савельев С.В., Юрченко А.А., Литовченко Р.Е. Обоснование параметров катка для повышения эффективности уплотнения земляных насыпей в транспортном строительстве. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(2):40-47. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_40

For citation:


Savelyev S.V., Yurchenko A.A., Litovchenko R.E. Road roller parameters substantiation to improve the efficiency of compacting in transport construction. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(2):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_40

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)