Установление среднего веса грузовых поездов в зависимости от весовой нормы при ограниченной длине станционных путей
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_20
Аннотация
Со времен создания железнодорожного транспорта одним из основных способов освоения возрастающих объемов перевозок было систематическое повышение среднего веса грузовых поездов. Эта величина ограничивается полезной длиной станционных путей, мощностью поездных локомотивов, структурой грузопотоков, показывающих вес вагонов с грузом, приходящийся на один погонный метр поезда. Учитывая эти условия, в течение продолжительного времени повышение среднего веса грузовых поездов получали, удлиняя станционные пути, вводя четырехосные вагоны с повышенной грузоподъемностью (по сравнению с двухосными), заменяя винтовую сцепку вагонов, общепринятую в те времена, автосцепкой. В статье устанавливается влияние полезной длины станционных путей на величину среднего веса составов грузовых поездов в зависимости от структуры грузопотоков магистральной железнодорожной линии, а также фактическая величина среднего веса грузовых поездов с учетом различных весовых норм. Определяется весовая норма, при которой в случае ограничений полезной длиной станционных путей происходит ухудшение использования мощности поездных локомотивов. Мощность, а следовательно и тип поездных локомотивов, варьируется в зависимости от среднего веса поезда.
Наличие грузопотоков не только из тяжеловесных, но и легковесных грузов создает возможность вождения грузовых поездов локомотивами малой мощности. Для вождения тяжелых составов могут применяться более мощные двух- и трехсекционные локомотивы, кратная тяга.
Увеличение количества поездов малого веса позволяет за счет сокращения затрат времени на накопление и простоев готовых к отправлению составов в ожидании поездных локомотивов в период спада в движении сокращать парк вагонов и их простой на сортировочных станциях. Это обеспечит устойчивость в работе узловых пунктов за счет организации более равномерной работы магистральных железнодорожных линий.
Об авторах
А. В. ДмитренкоРоссия
Алексей Васильевич Дмитренко – профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доктор технических наук
Новосибирск
Л. И. Пушкарева
Россия
Лариса Ивановна Пушкарева – старший преподаватель кафедры «Железнодорожные станции и узлы»
Новосибирск
Е. А. Ларченко
Россия
Елена Анатольевна Ларченко – ведущий инженер Центра научно-инновационной деятельности Забайкальского института железнодорожного транспорта
Чита
Список литературы
1. История железнодорожного транспорта России / Г. М. Фадеев, Ф. К. Амелин, Ф. К. Бернгард [и др.]. Санкт-Петербург ; Москва : Петербургский государственный университет путей сообщения, 1994. 335 с.
2. Сотников Е. А., Шапкин И. Н. Эксплуатационная работа на железных дорогах мира // Железнодорожный транспорт. 2009. № 2. С. 72–80.
3. Нехорошков В. П. Железнодорожный транспорт в развитии внешнеэкономической деятельности восточных регионов России. Новосибирск : Наука, 2011. 225 с.
4. Перспективы развития транспорта при переходе к рынку / Н. Е. Аксененко, А. В. Дмитренко, И. А. Милованов, В. Н. Поздеев // Железнодорожный транспорт. 1993. № 2. С. 37–42.
5. Давыдов А. В., Аксенов В. В. Актуальные аспекты совершенствования труда поездного диспетчера. Новосибирск : Советская Сибирь, 2010. 124 с.
6. Дмитренко А. В., Ларченко Е. А., Еременко А. А. Эффективные пути повышения среднего веса грузовых поездов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 12. С. 69–73.
7. Ефремов В. А., Куренков П. В. Логистизация управления движением поездов // Логистика сегодня. 2004. № 5. С. 31–38.
8. Бубнова Г. В., Федоров Ю. Н. Об эффектах специализации железнодорожных линий // Мир транспорта. 2012. Т. 10, № 6 (44). С. 62–69.
9. Макарочкин А. М., Дьяков Ю. В. Использование и развитие пропускной способности железных дорог. Москва : Транспорт, 1981. 287 с.
10. Батурин А. П., Пазойский Ю. О., Жукова Т. А. Обоснование весовых норм для тяжеловесного движения // Мир транспорта. 2018. № 6. С. 126–135.
11. Покровская О. Д., Самуйлов В. М. Международная логистика Транссибирской магистрали: использование транзитного потенциала России // Инновационный транспорт. 2016. № 3. С. 3–7.
12. Корнеев М. В., Осиновская Е. А. Применение процессного подхода в логистической системе // Политранспортные системы : материалы X Международной научно-технической конференции. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2019. С. 284–288.
13. Дмитренко А. В., Карасев С. В., Пурэв Б. Эффективность оборудования автоблокировкой перегонов в зависимости от их протяженности // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 1/2. С. 146–149.
14. Национальная безопасность России и транспорт / В. А. Персианов, П. В. Метелкин, Т. В. Богданова, А. В. Курбатова // Вестник транспорта. 2020. № 10. С. 8–17.
15. Дмитренко А. В. Оценка влияния способов управления железнодорожным транспортом на возможность ликвидации периодических кризисов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2010. № 4 (28). С. 182–191.
16. Дмитренко А. В., Рожков А. Н. Варианты пропуска поездов при капитальном ремонте и затруднениях в движении на двухпутных линиях // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 221–224.
Рецензия
Для цитирования:
Дмитренко А.В., Пушкарева Л.И., Ларченко Е.А. Установление среднего веса грузовых поездов в зависимости от весовой нормы при ограниченной длине станционных путей. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(2):20-28. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_20
For citation:
Dmitrenko A.V., Pushkareva L.I., Larchenko E.A. The establishment of the average weight of freight trains depending on the weight rate with a limited length of station tracks. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(2):20-28. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_65_20