Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Оценка эффективности интервального регулирования движения поездов как альтернативы сооружению вторых главных путей

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_21

Аннотация

На современном этапе развития экономики страны все большую актуальность приобретает повышение качества пропуска поездопотоков по железнодорожным направлениям за счет развития интервального регулирования не только на особогрузонапряженных двухпутных линиях, но и на однопутных, как проектируемых, так и уже существующих, на которых прогнозируется повышение объемов перевозок. В статье оценена эффективность использования автоблокировок с «фиксированными» и «подвижными» блок-участками на одной из однопутных линий Восточного полигона при различных размерах движения. Для корректной имитации работы линии задействовано имитационное моделирование с использованием системной динамики (для тяговых расчетов), процессного (с целью имитации логики действий диспетчерского аппарата) и агентного (для симуляции движения каждого из поездов) видов моделирования. Разработано девять сценариев работы железнодорожного участка при освоении разных размеров движения. Критериями оценки качества работы участка принимались техническая и участковая скорости. По мере увеличения размеров движения на рассмотренной линии более передовая система позволяет эффективнее бороться с негативным взаимовлиянием поездов различных категорий внутри уплотненного потока и обеспечить пропуск 38 пар поездов с участковой скоростью 43 км/ч, тем самым освоив перспективные размеры перевозок с минимальными затратами на развитие инфраструктуры. Дальнейшие исследования предполагают внедрение в разработанную модель дополнительных модулей с целью оценки технико-экономической эффективности различных вариантов интервального регулирования, а также для моделирования взаимодействия инфраструктуры железнодорожных участков и технических станций.

Об авторах

С. А. Бессоненко
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Сергей Анатольевич Бессоненко – профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук

Новосибирск



Н. И. Осипов
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Николай Игоревич Осипов – аспирант, преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»

Новосибирск



В. И. Медведев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Владимир Ильич Медведев – профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности», доктор технических наук

Новосибирск



Список литературы

1. Осипов Н. И. К вопросу о проблемах внедрения интервального регулирования движения поездов на сети железных дорог ОАО «РЖД» // Наука и молодежь XXI века : материалы регионального форума. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2023. Т. 1. С. 220–225.

2. Бушуев С. В. Пути повышения провозной способности участков железных дорог // Автоматика на транспорте. 2022. Т. 8, № 4. С. 343–353. DOI 10.20295/2412-9186-2022-8-04-343-353.

3. Фуфачева М. В., Лыткина Е. М. Оптимальные схемы путевого развития станций при реконструкции для эффективного внедрения системы интервального движения поездов // Наука и техника транспорта. 2022. № 3. С. 75–80.

4. Осипов Н. И. Имитационное моделирование движения поезда по перегону с применением тяговых расчетов // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2023. № 1 (57). С. 99– 107. DOI 10.20291/2079-0392-2023-1-99-107.

5. Концепция внедрения на сети железных дорог комплексной технологии интервального регулирования движения поездов : [утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 28.09.2020 г. № 2123/р]. Москва : ОАО «РЖД», 2020. 234 с.

6. Дмитренко А. В., Пурэв Б. Порядок пропуска поездов по однопутным участкам при оборудовании ограничивающих перегонов автоблокировкой // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2016. № 3 (51). С. 140–146.

7. Дмитренко А. В., Карасев С. В., Пурэв Б. Эффективность оборудования автоблокировкой перегонов в зависимости от их протяженности // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 1/2. С. 146–149.

8. Корниенко Н. В., Мехедов М. И. Выбор системы интервального регулирования движения поездов в условиях возрастающих потребностей освоения прогнозируемых объемов перевозок // Вестник ВНИИЖТ. 2022. Т. 81, № 1. С. 63–70. DOI 10.21780/2223-9731-2022-81-1-63-70.

9. Diaz de Rivera A., Dick C. T., Evans L. E. Improving Railway Operational Efficiency with Moving Blocks, Train Fleeting, and Alternative Single-Track Configurations // Transportation Research : Journal of the Transportation Research Board. 2020. Vol. 2674, Iss. 2. P. 146–157. DOI 10.1177/0361198120905842.

10. Diaz de Rivera A., Dick C. T., Parkes M. M. Balancing the Service Benefits and Mainline Delay Disbenefits of Operating Shorter Freight Trains // Transportation Research : Journal of the Transportation Research Board. 2021. Vol. 2675, Iss. 10. P. 303–316. DOI 10.1177/03611981211011484.

11. Relative Capacity and Performance of Fixedand Moving-Block Control Systems on North American Freight Railway Lines and Shared Passenger Corridors / C. T. Dick, D. Mussanov, L. E. Evans [et al.] // Transportation Research : Journal of the Transportation Research Board. 2019. Vol. 2673, Iss. 5. P. 250–261. DOI 10.1177/0361198119841852.

12. Осипов Н. И. Применение имитационного моделирования для оценки влияния величины интервала прибытия поездов на работу станций стыкования родов тягового тока // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 16–22. DOI 10.52170/2712-9195_2022_4_16.

13. Марченко М. А. Математическая модель и способ расчета пропускной способности // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023. Т. 20, № 1. С. 28–37. DOI 10.20295/1815-588X-2023-1-28-37.

14. Мехедов М. И., Корниенко Н. В., Ададуров А. С. Зависимость участковой скорости от обеспеченности транзитных поездов локомотивами на железнодорожном участке Кошта – Бабаево // Вестник ВНИИЖТ. 2023. Т. 82, № 1. С. 80–88. DOI 10.21780/2223-9731-2023-82-1-80-88.

15. Черняк А. Р., Карасев С. В. Особенности путевого развития специализированных железнодорожных линий для обеспечения бесшовных технологий перевозки тяжеловесных грузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 15–27.

16. Черняк А. Р., Карасев С. В. Определение количества и размещения раздельных пунктов на специализированных железнодорожных линиях по перевозке массовых грузов // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2023. № 2 (9). С. 17–24. DOI 10.52170/2712-9195_2023_2_17.


Рецензия

Для цитирования:


Бессоненко С.А., Осипов Н.И., Медведев В.И. Оценка эффективности интервального регулирования движения поездов как альтернативы сооружению вторых главных путей. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(4):21-29. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_21

For citation:


Bessonenko S.A., Osipov N.I., Medvedev V.I. Evaluating the effectiveness of interval train control as an alternative to the constructing second main tracks. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(4):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_21

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)