Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Источники синергии мультимодальных транспортных узлов Дальнего Востока России

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_49

Аннотация

Развитие мультимодальных транспортных узлов имеет большое значение для транспортного комплекса России. Формируя скоординированную транспортную сеть и усиливая интеграцию различных видов транспорта, они способствуют повышению мобильности и увеличивают общую эффективность предприятий транспорта. Основные тенденции рынка транспортно-логистических услуг свидетельствуют о необходимости формирования опорной сети транспортных узлов, в частности в Дальневосточном регионе. В то же время при неоспоримой значимости транспорта недостаточность транспортной инфраструктуры является лимитирующим условием экономического развития Дальнего Востока России. Выполненное авторами исследование показало, что учет выявленных источников синергии мультимодальных транспортных узлов позволит повысить эффективность деятельности предприятий транспорта с учетом территориальных особенностей.
В статье рассмотрены основные транспортные узлы федерального значения с зонами влияния, представлена динамика грузоперевозок за 2018–2023 гг., с перспективой до 2035 г. Среди основных тенденций развития рынка можно выделить увеличение дальности перевозок, повышение роли автотранспорта в перевозке грузов, увеличение грузооборота портов, в частности в Дальневосточном регионе, и повышение тарифов на перевозку грузов. Выделены основные драйверы роста рынка транспортно-логистических услуг, и определены риски его развития. Наличие одного транспортного узла федерального значения на территории Дальнего Востока России в условиях дефицита транспортной инфраструктуры снижает возможности эффективного освоения увеличившихся транспортных потоков предприятиями транспорта.
Цель настоящего исследования – выявление источников синергии мультимодальных транспортных узлов Дальнего Востока России.
Установлено, что развитие транспортной инфраструктуры в целях формирования мультимодальных транспортных узлов на пересечении путей транспортных коридоров и территорий опережающего развития позволит получить эффект синергии предприятий транспорта и близлежащих территорий.

Об авторах

Д. В. Парыгина
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Россия

Диана Викторовна Парыгина – старший преподаватель кафедры «Экономика и коммерция»

Хабаровск



В. В. Буровцев
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Россия

Владимир Викторович Буровцев – ректор, доктор экономических наук, доцент

Хабаровск



Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозным периодом до 2035 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р // Министерство транспорта Российской Федерации : [сайт]. URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения: 29.11.2023).

2. Бардаль А. Б. Транспорт Дальнего Востока России: возможности и ограничения // Восточная аналитика. 2010. № 1. С. 24–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transport-dalnego-vostoka-rossii-vozmozhnosti-i-ogranicheniya (дата обращения: 29.11.2023).

3. Карпов Ю. А. Анализ транспортной обеспеченности Дальневосточного федерального округа // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. 2022. № 4 (72). URL: https://eee-region.ru/article/7219/ (дата обращения: 29.11.2023).

4. Аврамчикова Н. Т., Рожнов И. П., Захарова Л. Н. Мультимодальные транспортные узлы: преимущества и перспективы развития // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 4. С. 25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimodalnye-transportnye-uzly-preimuschestva-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 11.12.2023).

5. Бирюкова О. Ю. Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России // Инновационная экономика : материалы IV Международной научной конференции (Казань, октябрь 2017 г.). Казань : Бук, 2017. С. 91–93. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13032/ (дата обращения: 10.12.2023).

6. Буровцев В. В., Парыгина Д. В. Факторы синергии в модели организации политранспортного хаба // Политранспортные системы : материалы XII Международной научно-технической конференции (Новосибирск, 21–22 сентября 2022 г.) : в 3 ч. Новосибирск : Издательство Сибирского государственого университета путей сообщения, 2022. Ч. 3. С. 196–200.

7. Стратегическое представление цифровой трансформации транспортно-логистической экосистемы Дальневосточного региона / Р. Г. Король, Н. А. Самсонова, М. В. Холоша, Н. С. Нестерова // Transport Business in Russia. 2023. № 5. С. 8–11.

8. Табах А., Подругина А. Транспорт и логистика: переориентация направлений и изменения в структуре // Эксперт РА : [сайт]. URL: https://raexpert.ru/researches/traffic_2023/?ysclid=lq353np4c5652049647. Дата публикации: 17.10.2023.

9. Министерство транспорта Российской Федерации : [официальный сайт]. 2010–2023. URL: mintrans.gov.ru (дата обращения: 15.10.2023).

10. Постановление Правительства РФ от 12.07.2023 № 1139 «Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных категорий товаров». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».


Рецензия

Для цитирования:


Парыгина Д.В., Буровцев В.В. Источники синергии мультимодальных транспортных узлов Дальнего Востока России. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(2):49-55. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_49

For citation:


Parygina D.V., Burovtsev V.V. Synergy sources of multimodal transport hubs of the Russian Far East. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(2):49-55. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_49

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)