Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Волноломы для защиты прижимных участков железных дорог

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_23

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее распространенные конструкции волноломов, применяемые для инженерной защиты земляного полотна. Волноломы предназначены для гашения энергии волн и удержания наносов, формирующих волногасящий пляж. Цель работы – разработка критериев оценки технического состояния элементов волноломов по видам дефектов. Основными методами исследования являлись натурное обследование сооружений и физическое моделирование в гидроволновых бассейнах и лотке. Выполнено обследование волноломов на участке железнодорожной линии Туапсе – Адлер Северо-Кавказской железной дороги с целью определения дефектов как сооружений в целом, так и их элементов. Проведены экспериментальные исследования взаимодействия волн с волноломами и пляжем на моделях в волновых бассейнах и лотке. По результатам исследований предложено деление волноломов на отдельные элементы по степени их весомости. Получены критерии технического состояния каждого элемента волнолома по видам дефектов. Разработан алгоритм оценки технического состояния волноломов для определения необходимых мероприятий по обеспечению работоспособности сооружений.
Предложенный алгоритм оценки технического состояния волноломов позволит повысить безопасность эксплуатации железнодорожного пути на прижимных морских участках. Полученные критерии оценки технического состояния волноломов учтены при разработке ГОСТ Р 59241–2020 «Берегозащитные сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Об авторе

Р. М. Тлявлин
Научно-исследовательский центр «Морские берега» – обособленное подразделение АО «Центральный научно-исследовательский институт транспортного строительства»
Россия

Роман Маратович Тлявлин – руководитель, кандидат технических наук

Сочи



Список литературы

1. Тлявлин Р. М. Проблемы обследования и мониторинга сооружений инженерной защиты береговой зоны // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций : материалы XI Международной научно-практической конференции (Сочи, 14–15 ноября 2019 г.). Сочи : Сочинский государственный университет, 2019. С. 244–248. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41552411 (дата обращения: 22.08.2023).

2. Тлявлин Р. М. Оценка технического состояния волногасящих сооружений инженерной защиты земляного полотна от волнового воздействия // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17, № 2. С. 198–209. DOI 10.20295/1815-588X-2020-2-198-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43009379 (дата обращения: 22.08.2023).

3. Тлявлин Р. М. Критерии технического состояния бетонных бун // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2023. № 1 (57). С. 73–82. DOI 10.20291/2079-0392-2023-1-73-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50521078 (дата обращения: 22.08.2023).

4. Петров В. А. Расчет морских берегозащитных сооружений // Гидротехническое строительство. 2018. № 5. С. 9–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35061476 (дата обращения: 10.08.2023).

5. Петров В. А. Волногасящие галечные пляжи. Москва : Экон-Информ, 2021. 295 с.

6. Тлявлина Г. В. Методы научного обоснования нормативных требований в области инженерной защиты транспортных сооружений от волнового воздействия // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. № 2 (64). С. 80–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54073624 (дата обращения: 22.08.2023).

7. Frostick L. E., McLelland S. J., Mercer T. G. Users guide to physical modelling and experimentation. London : Taylor & Francis Group, 2011. 272 p. DOI 10.1201/b11335. ISBN 9780415609128.

8. Дейли Дж., Харлеман Д. Механика жидкости : пер. с англ. Москва : Энергия, 1971. 480 с.

9. Лызлов И. А., Морозов Л. А., Натальчишин Г. Д. Определение величины волнового нагона за берегоукрепительными подводными волноломами // Труды ЦНИИСа. Вып. 86. Укрепление морских берегов. Москва : Транспорт, 1972. С. 134–138.

10. Натальчишин Г. Д. Экспериментальные исследования волногасящей способности подводных волноломов при косом подходе волн // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники имени Б. Е. Веденеева. Москва ; Ленинград, 1967. Вып. 34. С. 269–273.

11. Тлявлина Г. В. Лабораторные и натурные исследования в обеспечение развития нормативной базы и безопасности транспортных сооружений в условиях волнового воздействия // Транспортные сооружения. 2022. Т. 9, № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50407678 (дата обращения: 22.08.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Тлявлин Р.М. Волноломы для защиты прижимных участков железных дорог. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(2):23-32. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_23

For citation:


Tlyavlin R.M. Breakwaters for the protection of clamping sections of railways. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(2):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_23

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)