Оценка экономических затрат грузоотправителей на перевозку угля из России в Китай по схеме «железная дорога – река – море» в сравнении с традиционными цепями поставок
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_5
Аннотация
В результате переориентации грузопотоков на восток и юг на Восточном полигоне железных дорог России возникла проблема недостаточной пропускной способности. Помимо этого, у ряда восточных портов и пограничных переходов наблюдается проблема низкой технической оснащенности. Данные факты говорят о том, что в настоящий момент транспортная система страны не способна полноценно справляться с возросшим объемом перевозок грузов, вследствие чего руководством компании ОАО «РЖД» и Правительством Российской Федерации вводятся ограничения на перевозку некоторых категорий грузов, а также устанавливается приоритетность одного груза над другим.
Долгое время лидирующие позиции по объемам перевозок занимал уголь, сейчас же на первый план выходят товары народного потребления. Угольный сектор, а также связанные с ним сектора экономики понесли большие финансовые потери: предприятия по добыче полезных ископаемых ограничили суточные объемы погрузки из-за несвоевременного вывоза груза, в результате чего пострадали все участники перевозочного процесса: клиенты, транспортные компании, операторы подвижного состава, компания ОАО «РЖД», портовые терминалы и угледобывающие предприятия.
Цель настоящего исследования заключается в сравнении экономических затрат грузоотправителей при перевозке по устоявшимся маршрутам доставки, а также по интенсивно развивающемуся в наши дни направлению – Северному морскому пути.
Для достижения поставленной цели проанализирована актуальность перевозок каменного угля в Китай, произведен расчет экономических затрат на доставку груза по традиционной и мультимодальной схеме с использованием Северного морского пути, на основании расчета сделан вывод о целесообразности перевозки по новой технологии для грузоотправителя.
В результате исследования установлено, что перевозки угля по схеме «железная дорога – река – море» по Северному морскому пути в настоящий момент не привлекательны для грузоотправителя по сравнению с традиционными маршрутами ввиду большой переплаты (в 2,6 раза).
Об авторах
В. А. ГладуновРоссия
Вадим Алексеевич Гладунов – студент 5-го курса факультета «Управление процессами перевозок»
Новосибирск
Е. М. Бондаренко
Россия
Екатерина Михайловна Бондаренко – доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук
Новосибирск
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики : [официальный сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2023).
2. Поступинская А. В., Поступинская А. В. Восточный полигон и развитие восточных регионов // Вестник транспорта. 2022. № 2. С. 10–14. EDN DTYLHX.
3. Гладунов В. А., Бондаренко Е. М. Выбор оптимальных логистических схем поставок товаров из Китая в Российскую Федерацию при использовании контейнеров // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023. № 1 (64). С. 15–23. DOI 10.52170/1815-9265_2023_64_15. EDN KHWKOS.
4. РЖД-Партнер.РУ : информационное агентство : [сайт]. URL: https://www.rzd-partner.ru/ (дата обращения: 08.07.2023).
5. Перевозки угля в контейнерах на платформах АО «ФГК» // Вагоны и вагонное хозяйство. 2021. № 1 (65). С. 9. EDN UHXUAU.
6. ФГБУ Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота» : [официальный сайт]. URL: http://www.nsra.ru/ (дата обращения: 08.07.2023).
7. ОАО «РЖД» : [сайт]. URL: https://company.rzd.ru/ (дата обращения: 09.07.2023).
8. Транспортная компания «КрасТрансСервис» : [сайт]. URL: https://tkkts.ru/ (дата обращения: 09.07.2023).
9. Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания : [сайт]. URL: https://www.dvtek.ru/ (дата обращения: 10.07.2023).
10. АО «Универсальная морская компания Арктика» : [сайт]. URL: https://umcashipping.ru/ (дата обращения: 11.07.2023).
11. FESCO : [сайт]. URL: https://www.fesco.ru/ (дата обращения: 13.07.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Гладунов В.А., Бондаренко Е.М. Оценка экономических затрат грузоотправителей на перевозку угля из России в Китай по схеме «железная дорога – река – море» в сравнении с традиционными цепями поставок. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(2):5-12. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_5
For citation:
Gladunov V.A., Bondarenko E.M. Assessment of the economic costs of shippers for transporting coal from Russia to China using the “railway – river – sea” scheme in comparison with traditional supply chains. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(2):5-12. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_5