Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Анализ устойчивости оползневого склона в г. Сочи

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_116

Аннотация

В статье приводится методика оценки устойчивости оползневого склона неоднородного геологического строения, с учетом планируемой нагрузки и сейсмических воздействий. При выполнении расчета реального объекта − оползневого склона в г. Cочи основное внимание уделяется анализу полученных результатов в аспекте их надежности. Оползневые склоны отличаются особой сложностью как в геологическом строении, так и в отношении действующих на них нагрузок и природных факторов. Для анализа поведения таких сложных геотехнических объектов в настоящее время предлагается целый ряд программных комплексов, основанных на методе конечных элементов.

В рамках этих комплексов возможен учет разнообразных начальных и граничных условий. Однако в части упругопластической работы грунтовых массивов есть определенные сложности, связанные именно с оценкой предельного состояния. Поэтому на практике для этой цели применяются методы предельного равновесия.

В научной и нормативной литературе по геотехнике приводится большое количество различных методов оценки устойчивости склонов. Вместе с тем наиболее обоснованным можно признать подход к расчету устойчивости грунтовых массивов, основанный на линейном программировании и реализуемый симплекс методом. В рамках расчетной схемы методов отсеков обеспечивается выполнение статических уравнений равновесия без привлечения дополнительных гипотез, что существенно повышает достоверность результатов. Данное направление еще не получило широкого распространения в практике проектирования откосов и склонов. В определенной степени это обусловлено тем, что методы линейного программирования не нашли еще массового применения в механике сплошной среды. Хотя некоторый прогресс здесь наблюдается.

Разработка конкретных алгоритмов расчета устойчивости симплекс-методом, в частности оползневых склонов, безусловно, является актуальной задачей, которой и посвящена настоящая статья.

Об авторах

А. М. Караулов
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Александр Михайлович Караулов, профессор кафедры «Геотехника, тоннели и метрополитены», доктор технических наук

Новосибирск



А. Н. Донец
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Александр Николаевич Донец, доцент кафедры «Мосты», кандидат технических наук

Новосибирск



Ю. Н. Савельев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Юрий Николаевич Савельев, доцент кафедры «Геотехника, тоннели и метрополитены», кандидат технических наук

Новосибирск



Список литературы

1. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М. : Мир, 1975. 541 с.

2. Фадеев А. Б. Метод конечных элементов в геомеханике. М. : Недра, 1987. 221 с.

3. Хуан Я. Х. Устойчивость земляных откосов. М. : Стройиздат, 1988. 240 с.

4. Костэ Ж., Санглера Г. Механика грунтов. М. : Стройиздат, 1981. 456 с.

5. Terzaghi K., Peck R., Gholamreza M. Soil mechanics in engineering practice. N. Y. : John Wiley and sons 1967. 534 р.

6. Bishop A. The use of the slip circle in the stability analysis of slopes // Geotechnique. 1955. Vol. 5, no. 1. P. 7–17.

7. Караулов А. М. Постановка и решение задачи устойчивости откосов и склонов как задачи линейного программирования // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2005. № 3. С. 2−6.

8. Ерхов В. И. Теория идеально пластических тел. М. : Наука, 1978. 352 с.

9. Зуховицкий С. И., Авдеева Л. И. Линейное и выпуклое программирование. М., 1964. 230 с.

10. Гольдштейн М. Н. Механические свойства грунтов. М. : Стройиздат, 1979. 304 с.


Рецензия

Для цитирования:


Караулов А.М., Донец А.Н., Савельев Ю.Н. Анализ устойчивости оползневого склона в г. Сочи. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022;(2):116–122. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_116

For citation:


Karaulov A.M., Donets A.N., Savelyev Yu.N. Analysis of the stability of the landslide slope in Sochi. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2022;(2):116–122. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_116

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)