Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Интенсивность бокового износа рельсов в кривых в зависимости от эксплуатационных условий

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_57

Аннотация

Целью исследования является определение степени воздействия характеристик рельсовой колеи на рост бокового износа рельсов в кривых среднего и малого радиуса. В статье описана методика эксплуатационных наблюдений за боковым износом рельсов на опытных кривых. Для инструментального исследования нарастания бокового износа и измерения параметров рельсовой колеи в процессе наработки тоннажа на пути 1 участка Издревая – Жеребцово были выбраны две опытные кривые с радиусами 490 и 400 м.

Полученные данные эксплуатационных наблюдений свидетельствуют, что рельсы категории Т1 в наружной нити кривой 1 (R = 496 м) уложены в путь с 30.06.2017 и к моменту обследования наработка тоннажа составила 1 546 млн т брутто. Средняя величина износа на 100 м участка круговой кривой достигла δ1ср = 10 мм, а максимальная δ1max = 12 мм. Интенсивность бокового износа составила γ1ср = 0,028 мм / млн т брутто, γ1max = 0,033 мм / млн т брутто. В кривой 2 (R = 405 м) рельсы категории Т1 уложены в наружную нить 10.12.2019, к моменту обследования наработка тоннажа составила 145 млн т брутто при средней величине бокового износа δ2ср = 14,1 мм, а максимальной δ2max = 21 мм. Средняя величина интенсивности бокового износа γ2ср = 0,097 мм / млн т брутто, а максимальная γ2max = 0,145 мм / млн т брутто. При уменьшении радиуса кривой 2 по сравнению с кривой 1 на 19 % и увеличении непогашенного ускорения на 18 % средняя интенсивность бокового износа рельсов в кривой 2 оказалась в 3,5 раза выше, а максимальная – в 4,5 раза.

В результате анализа полученных данных был сделан вывод о том, что радиус кривой и осевые нагрузки подвижного состава оказывают большое влияние на интенсивность бокового износа рельсов.

Об авторах

Н. И. Карпущенко
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Николай Иванович Карпущенко, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство»

Новосибирск



Е. М. Река
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Екатерина Михайловна Река, аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство»

Новосибирск



Список литературы

1. Шур Е. А. Повреждения рельсов. М. : Интекст, 2012. 192 с.

2. Крысанов Л. Г. Эксплуатация стойкости и надежность рельсов // Путь и путевое хозяйство. 2008. № 5. С. 2–5.

3. Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов : утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р (в ред. от 10.10.2017). М., 2014. 35 с.

4. Параметры колеи и износ рельсов в кривых / Н. И. Карпущенко, А. П. Козлов, И. А. Котова, Е. С. Антерейкин // Путь и путевое хозяйство. 2007. № 11. С. 7–9.

5. Карпущенко Н. И. Механико-математическая модель оценки интенсивности бокового износа рель сов // Путь и путевое хозяйство. 2018. № 4. С. 31–37.

6. Абдурашитов А. Ю., Шур Е. А. Совершенствовать систему ведения рельсового хозяйства // Путь и путевое хозяйство. 2005. № 6. С. 2–6.

7. Саловатов Р. О. Эксплуатация рельсов на грузонапряженных и горно-перевальных участках // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 5. С. 24–26.

8. Комаров А. Ю. Среднесибирский ход в условиях развития тяжеловесного движения // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 8. С. 18–20.

9. Малыгин В. А., Шевцова Н. В., Богданов О. К. Опыт эксплуатации рельсов на Слюдянской дистанции пути // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 2. С. 21–24.

10. Карпущенко Н. И., Манаков А. Л., Труханов П. С. Оптимизация параметров жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути в сложных эксплуатационных условиях. Новосибирск : Наука. 2020. 148 с.

11. Исследование бокового износа рельсов в кривых на перевальном участке / Н. И. Карпущенко, Е. С. Антерейкин, Д. Ю. Замелова, П. С. Труханов // Путь и путевое хозяйство. 2018. № 9. С. 35–40.

12. Взаимодействие колес и рельсов в кривых участках / Н. И. Карпущенко, И. А. Котова, Ю. Н. Ликратов [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2008. № 6. С. 2–5.

13. Карпущенко Н. И., Величко Д. В., Антерейкин Е. С. Регрессионный анализ процессов нарастания износа рельсов и вероятность их безотказной работы в кривых участках пути // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2012. Вып. 28. С. 6–15.


Рецензия

Для цитирования:


Карпущенко Н.И., Река Е.М. Интенсивность бокового износа рельсов в кривых в зависимости от эксплуатационных условий. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022;(2):57-66. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_57

For citation:


Karpushchenko N.I., Reka E.M. Intensity of rail lateral wear in curves depending on operating conditions. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2022;(2):57-66. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_57

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)