Моделирование выправки железнодорожного пути в процессе эксплуатации
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_93
Аннотация
Железнодорожный путь является объектом капитального строительства. После введения железнодорожного пути в эксплуатацию со временем его пространственные данные и геометрические параметры меняются. Это связано с воздействиями, вызванными в первую очередь проходящим по нему подвижным составом. При последующей эксплуатации через определенные межремонтные сроки и с соблюдением критериев назначения ремонтов проводятся работы по восстановлению геометрии пути и при необходимости приведению земляного полотна в нормативное состояние. Эти работы связаны со смещением пути в продольном профиле и плане для приведения железнодорожной линии также в нормативное состояние.
С учетом увеличения объемов грузоперевозок и скоростей движения поездов требования к содержанию железнодорожных путей становятся более строгими. Возникает необходимость увеличения радиусов участков пути кривых в плане, длин переходных кривых и прямых вставок между смежными кривыми.
При проектировании ремонтов и реконструкции железнодорожных линий работы необходимо производить в соответствии с нормативными требованиями. Выполнение этого условия возможно с фиксированием осей железнодорожных путей в прямоугольных системах координат. В статье предложена программа, позволяющая генерировать положение оси пути в плане в координатном пространстве при заданном наборе исходных данных. Программой предусмотрена возможность целенаправленного смещения координат точек оси пути от правильной геометрической формы для моделирования поведения пути в процессе эксплуатации. Через заданное расстояние создаются наборы точек, соответствующие поперечному очертанию земляного полотна, по которым с помощью специализированных программ строится цифровая модель рельефа местности.
Ключевые слова
Об авторах
П. Н. ХолодовРоссия
Петр Николаевич Холодов – доцент кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей», кандидат технических наук
Иркутск
В. А. Подвербный
Россия
Вячеслав Анатольевич Подвербный – профессор кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей», доктор технических наук
Иркутск
Список литературы
1. СП 238.1326000.2015. Железнодорожный путь : утвержден и введен в действие приказом Министерства транспорта Российской Федерации 06 июля 2015 г. № 209. Москва, 2015. 71 с.
2. Крейнис З. Л., Коршикова Н. П. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути. Москва : Учебно-методический кабинет Министерства путей сообщения России, 2001. 768 с.
3. Авторское свидетельство 2022612690. Генератор результатов геодезической съемки железнодорожной линии : № 2022612059 : заявл. 15.02.2022 : опубл. 28.02.2022 / Холодов П. Н. 1 с.
4. Авторское свидетельство 2018612509. Программа для генерации случайного плана линии в прямоугольных координатах c заданным максимальным смещением : № 2014610568 : заявл. 28.12.2017 : опубл. 19.02.2018 / Холодов П. Н., Титов К. М., Подвербный В. А. 1 с.
5. Холодов П. Н., Титов К. М., Подвербный В. А. Моделирование плана оси железнодорожного пути и его изменения в процессе эксплуатации // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. Т. 61, № 1. С. 74–81.
6. Брынь М. Я., Канашин Н. В., Полетаев В. И. Расчет элементов и разбивка железнодорожных кривых : учебное пособие. Санкт-Петербург : Издательство Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, 2008. 37 с.
7. Голованов Н. Н. Геометрическое моделирование. Москва : Физматлит, 2002. 472 с.
8. Бучкин В. А. Методология автоматизированного проектирования реконструкции плана и профиля железных дорог : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.22.06. Москва, 2001. 279 с.
9. Бучкин В. А., Рыжик Е. А., Ленченкова Е. П. Сравнительный анализ программных комплексов // Мир транспорта. 2013. Т. 11, № 2 (46). С. 112–121.
10. Корженевич И. П. Программа расчетов переустройства (выправки) плана одного железнодорожного пути – Желдорплан // Автоматизированные технологии изысканий и проектирования. 2006. № 3. С. 13–16.
11. Свидетельство № 2011619174. Проектирование и расчет параметров плана железнодорожного пути (Наноплан) : заявл. 06.10.2011 : зарегистр. 25.11.2011 / Мамитко А. А. 1 с.
12. Мамитко А. А. Автоматическое построение структуры плана линии железнодорожного пути // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2013. С. 516–521.
Рецензия
Для цитирования:
Холодов П.Н., Подвербный В.А. Моделирование выправки железнодорожного пути в процессе эксплуатации. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(1):93-101. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_93
For citation:
Kholodov P.N., Podverbnyy V.A. Modeling of railway track alignment during operation. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(1):93-101. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_64_93