Декомпозиция основных бизнес-процессов и зоны формирования рисков железнодорожной транспортной системы в сфере грузовых перевозок
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_63_44
Аннотация
Формирование эффективного подхода к управлению рисками в железнодорожной транспортной системе позволит принимать оптимальные управленческие решения с учетом колебания грузопотока, нестабильности внешней среды, вероятности наступления определенных событий или обстоятельств, степени их влияния на достижение поставленных целей в области обеспечения безопасности и надежности работы объектов инфраструктурного комплекса.
Системы управления рисками должны включать следующие ключевые направления: идентификацию проблемы, оценку текущей ситуации, управление процессом, анализ результатов, выбор возможных вариантов воздействия на риск при условии сравнения их эффективности влияния, мониторинг реализации оптимального метода воздействия при учете внешних и внутренних факторов. Главной целью декомпозиции бизнес-процессов железнодорожной транспортной системы в сфере грузовых перевозок на отдельные производственные операции является выявление особо опасных зон формирования рисков по направлениям деятельности, что позволит обеспечить эффективную работу в области обеспечения безопасности перевозочного процесса и надежности работы технических устройств инфраструктурного комплекса. Проведенный авторами факторный анализ уровня безопасности перевозочного процесса на примере Восточно-Сибирской железной дороги позволил сформировать базу данных для построения графических зависимостей корневых причин, выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами влияния на расстройство погрузки и крепления груза в пути следования.
По результатам проведенной декомпозиции в основных типовых бизнес-процессах определены сегменты обеспечения процессов и ключевые факторы риска в секторе организации грузовой работы. Предложена модель взаимосвязей причин возникновения транспортных происшествий на примере операций по исправлению нарушений погрузки размещения груза, перевозимого на открытом подвижном составе, позволяющая принимать оптимальные управленческие решения, вносить изменения в нормативные технические документы, направленная на предупреждение, сокращение количества рисков, минимизацию их последствий, сокращение непроизводительных затрат отрасли.
Об авторах
Н. В. ВласоваРоссия
Наталья Васильевна Власова – доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
Иркутск
В. А. Оленцевич
Россия
Виктория Александровна Оленцевич – доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
Иркутск
Список литературы
1. Российские железные дороги : [сайт]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения: 29.08.2022).
2. Грузы готовы ехать. ОАО «РЖД» прогнозирует рекордные экспортные перевозки в 2022 году // Gudok.ru : [сайт]. URL: https://gudok.ru/content/freighttrans/1593862/ (дата обращения 29.08.2022).
3. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года // ОАО «РЖД» : [сайт]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=804 (дата обращения: 29.08.2022).
4. Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта : утверждено приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344 // Система «Гарант» : [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70878628/#block_34 (дата обращения: 29.08.2022).
5. Методика оценки функциональной безопасности в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом : утверждена приказом от 11 февраля 2022 г. № ЦМ-59.
6. Оленцевич В. А., Гозбенко В. Е. Методическое и программное обеспечение прогнозирования значений уровня безопасности функционирования железнодорожной транспортной системы : монография. Иркутск, 2019. 172 с.
7. Automated calculation method effect values in load securing elements fixed on a rolling stock / N. V. Vlasova, V. A. Olentsevich, V. Yu. Konyukhov, D. A. Lysenko // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Seriа “International Conference on Mechanical Engineering, Automation and Control Systems (MEACS 2020)”. Novosibirsk, 2021. Р. 012042
8. Влияние отказов технических средств на задержку поездов / В. Д. Верескун, В. С. Воробьев, И. В. Яньшина, И. Б. Репина // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2019. № 4 (76). С. 42–48.
9. Turanov K., Ruzmetov Yu., Vlasova N. Calculating cargo securing elements on a railway platform under the impact of a spatial force system // E3S Web of Conferences. Innovative Technologies in Environmental Science and Education (ITESE 2019). Divnomorskoe, 2019. Vol. 135. Р. 02006.
10. Носков С. И. Построение свертки критериев адекватности регрессионных моделей // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 1 (41). С. 73–81.
11. Носков С. И., Хоняков А. А. Применение функции риска для моделирования экономических систем // Южно-Сибирский научный вестник. 2020. № 5 (33). С. 85–92.
12. Носков С. И., Протопопов В. А. Многокритериальная оценка уровня уязвимости объектов транспорта // Транспорт России: проблемы и перспективы – 2016 : материалы Международной научно-практической конференции. СПб. : Институт проблем транспорта, 2016. С. 98–102.
Рецензия
Для цитирования:
Власова Н.В., Оленцевич В.А. Декомпозиция основных бизнес-процессов и зоны формирования рисков железнодорожной транспортной системы в сфере грузовых перевозок. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022;(4):44-52. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_63_44
For citation:
Vlasova N.V., Olentsevich V.A. Decomposition of the main business processes and the risk formation zone of the railway transport system in the field of freight traffic. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2022;(4):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_63_44