Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Планирование работ по содержанию мостовых сооружений на основе мониторинга технического состояния

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62

Аннотация

Обеспечение нормативного состояния сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них – одна из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и национального проекта «Безопасные качественные дороги». Увеличение интенсивности движения на автомобильных дорогах Российской Федерации, особенно в направлении южных регионов, предъявляет все более жесткие требования к их техническому состоянию. Наиболее сложными и требующими наибольших финансовых вложений на этапе эксплуатации являются искусственные сооружения. Техническое состояние как вновь построенных мостовых сооружений, так и тех, что были приведены в нормативное состояние посредством ремонтно-восстановительных работ, будет зависеть от своевременно принятых мер по их ремонту, капитальному ремонту или реконструкции.
Целью настоящего исследования являлось рассмотрение существующих инструментов сбора исходных данных о техническом состоянии мостовых сооружений или парка мостовых сооружений, выявление плюсов и минусов существующих баз данных для хранения и обработки информации об искусственных сооружениях, определение методов прогноза технического состояния на основе долгосрочного мониторинга для наиболее рационального планирования затрат на их содержание.
В статье приведены основные этапы прогнозирования затрат на содержание искусственных сооружений, современные технологии сбора исходных данных, их преимущества и недостатки относительно традиционных; рассмотрены основные возможности и недостатки существующих баз данных для хранения и обработки информации о сооружениях; предложены методы прогнозирования развития дефектов искусственных сооружений на основе данных долгосрочного мониторинга, а также механизмы, позволяющие оптимизировать затраты на период содержания искусственных сооружений благодаря прогнозу развития дефектов во времени для конкретного парка искусственных сооружений.

Об авторах

Т. В. Самодурова
Воронежский государственный технический университет
Россия

Татьяна Васильевна Самодурова - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов

Воронеж 



С. В. Кузнецова
Воронежский государственный технический университет
Россия

Станислава Валерьевна Кузнецова - аспирант 

Воронеж 



Список литературы

1. Нененко Н. В. Обоснование приоритетов мостовых сооружений при планировании работ по ремонту на основании комплексной оценки технических характеристик качества // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 2 (18). С. 105–114.

2. Нигаматова О. И., Овчинников И. Г. Системы управления состоянием мостовых сооружений // Науковедение : интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–15.

3. Бильченко А. В., Кислов А. Г. Особенности эксплуатации и стратегия ремонта городских мостовых сооружений // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2010. № 33. С. 32.

4. Crevello G., Noyce P. Service Life Predictions for Reinforced Concrete Bridges // Structure magazine. 2015. October. P. 10–13.

5. Кузнецова С. В., Кузнецов А. О., Самодурова Т. В. Обследование мостовых сооружений с применением цифровых технологий // Научная опора Воронежской области : сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. Воронеж : ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2021. С. 127–129.

6. Кузнецова С. В. Моделирование развития дефектов железобетонных пролетных строений мостовых сооружений в процессе эксплуатации с использованием логистической кривой // Дороги и Мосты. 2021. Вып. 45-1. С. 130–147.

7. Дмитриенко Е. А., Почтар Н. В. Основные типы дефектов и повреждений железобетонных конструкций транспортных сооружений, причины их возникновения // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2016. № 3 (119) С. 134–138.

8. Рыбалов Ю. В. Автоматизированная информационно-аналитическая система по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2 (5). С. 126–135.

9. Моделирование нелинейной динамики глобальных процессов / под ред. И. В. Ильина, Д. И. Трубецкова. Москва : Издательство Московского университета, 2010. 412 с.

10. Петров В. В. Нелинейная инкрементальная строительная механика. Москва : Инфра-Инженерия, 2004. 480 с.

11. Волков И. Н., Самодурова Т. В. Технологии информационного моделирования на стадии содержания автомобильных дорог // Сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. 2022. С. 208–210.

12. Самодурова Т. В, Гладышева О. В., Перегудова В. Н. Перспективы использования технологий информационного моделирования на этапе эксплуатации автомобильных дорог // Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018) : cборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2018. С. 380–382.

13. Luo Y. BIM for Bridge Design. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/304908112_BIM_for_Bridge_Design (дата обращения: 31.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Самодурова Т.В., Кузнецова С.В. Планирование работ по содержанию мостовых сооружений на основе мониторинга технического состояния. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(4):62-69. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62

For citation:


Samodurova T.V., Kuznetsova S.V. Planning bridge maintenance work based on technical condition monitoring. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(4):62-69. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)