Планирование работ по содержанию мостовых сооружений на основе мониторинга технического состояния
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62
Аннотация
Обеспечение нормативного состояния сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них – одна из приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и национального проекта «Безопасные качественные дороги». Увеличение интенсивности движения на автомобильных дорогах Российской Федерации, особенно в направлении южных регионов, предъявляет все более жесткие требования к их техническому состоянию. Наиболее сложными и требующими наибольших финансовых вложений на этапе эксплуатации являются искусственные сооружения. Техническое состояние как вновь построенных мостовых сооружений, так и тех, что были приведены в нормативное состояние посредством ремонтно-восстановительных работ, будет зависеть от своевременно принятых мер по их ремонту, капитальному ремонту или реконструкции.
Целью настоящего исследования являлось рассмотрение существующих инструментов сбора исходных данных о техническом состоянии мостовых сооружений или парка мостовых сооружений, выявление плюсов и минусов существующих баз данных для хранения и обработки информации об искусственных сооружениях, определение методов прогноза технического состояния на основе долгосрочного мониторинга для наиболее рационального планирования затрат на их содержание.
В статье приведены основные этапы прогнозирования затрат на содержание искусственных сооружений, современные технологии сбора исходных данных, их преимущества и недостатки относительно традиционных; рассмотрены основные возможности и недостатки существующих баз данных для хранения и обработки информации о сооружениях; предложены методы прогнозирования развития дефектов искусственных сооружений на основе данных долгосрочного мониторинга, а также механизмы, позволяющие оптимизировать затраты на период содержания искусственных сооружений благодаря прогнозу развития дефектов во времени для конкретного парка искусственных сооружений.
Об авторах
Т. В. СамодуроваРоссия
Татьяна Васильевна Самодурова - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов
Воронеж
С. В. Кузнецова
Россия
Станислава Валерьевна Кузнецова - аспирант
Воронеж
Список литературы
1. Нененко Н. В. Обоснование приоритетов мостовых сооружений при планировании работ по ремонту на основании комплексной оценки технических характеристик качества // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 2 (18). С. 105–114.
2. Нигаматова О. И., Овчинников И. Г. Системы управления состоянием мостовых сооружений // Науковедение : интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–15.
3. Бильченко А. В., Кислов А. Г. Особенности эксплуатации и стратегия ремонта городских мостовых сооружений // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2010. № 33. С. 32.
4. Crevello G., Noyce P. Service Life Predictions for Reinforced Concrete Bridges // Structure magazine. 2015. October. P. 10–13.
5. Кузнецова С. В., Кузнецов А. О., Самодурова Т. В. Обследование мостовых сооружений с применением цифровых технологий // Научная опора Воронежской области : сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. Воронеж : ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2021. С. 127–129.
6. Кузнецова С. В. Моделирование развития дефектов железобетонных пролетных строений мостовых сооружений в процессе эксплуатации с использованием логистической кривой // Дороги и Мосты. 2021. Вып. 45-1. С. 130–147.
7. Дмитриенко Е. А., Почтар Н. В. Основные типы дефектов и повреждений железобетонных конструкций транспортных сооружений, причины их возникновения // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2016. № 3 (119) С. 134–138.
8. Рыбалов Ю. В. Автоматизированная информационно-аналитическая система по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2 (5). С. 126–135.
9. Моделирование нелинейной динамики глобальных процессов / под ред. И. В. Ильина, Д. И. Трубецкова. Москва : Издательство Московского университета, 2010. 412 с.
10. Петров В. В. Нелинейная инкрементальная строительная механика. Москва : Инфра-Инженерия, 2004. 480 с.
11. Волков И. Н., Самодурова Т. В. Технологии информационного моделирования на стадии содержания автомобильных дорог // Сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. 2022. С. 208–210.
12. Самодурова Т. В, Гладышева О. В., Перегудова В. Н. Перспективы использования технологий информационного моделирования на этапе эксплуатации автомобильных дорог // Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018) : cборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2018. С. 380–382.
13. Luo Y. BIM for Bridge Design. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/304908112_BIM_for_Bridge_Design (дата обращения: 31.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Самодурова Т.В., Кузнецова С.В. Планирование работ по содержанию мостовых сооружений на основе мониторинга технического состояния. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(4):62-69. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62
For citation:
Samodurova T.V., Kuznetsova S.V. Planning bridge maintenance work based on technical condition monitoring. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(4):62-69. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_62