Особенности проектирования защитных откосов опор мостов через малые водотоки на прижимных участках берегов морей
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_42
Аннотация
В настоящей статье рассматривается часть сложных природных факторов, которые необходимо учитывать при проектировании опор мостов, возводимых через устья малых водотоков, и железнодорожных путей, проходящих на прижимных участках берегов морей. Под прижимными участками понимаются места, в которых земляное полотно с одной стороны ограничено крутыми косогорами, а с другой – морем или водотоками, не имеющими прибрежных террас. Изучены вопросы инженерной защиты опор мостов и земляного полотна транспортных сооружений, подвергающихся наиболее неблагоприятному сочетанию гидрологических явлений – речного паводка и морского штормового волнения редкой повторяемости.
Исследования выполнены с использованием метода физического моделирования. Физическое моделирование береговых и русловых процессов проводилось в глубоководном волновом бассейне в масштабе 1 : 40. При этом воспроизводилось одновременное прохождение паводка на реке 1 % обеспеченности и морского шторма повторяемостью 1 раз в 25 лет. Оценивалась устойчивость защитной волногасящей полосы в приустьевой области. Исследовался вариант компоновки наносоудерживающих сооружений и волногасящей полосы шириной, необходимой для гашения энергии наката с целью защиты земляного полотна.
Цель исследований – оценка деформаций дна в устьевой зоне при одновременном воздействии штормовых волн и речной струи расчетного паводка.
По результатам физического моделирования получены деформации профилей в приустьевой части реки и в приустьевой зоне моря. На модели определены зоны размыва и аккумуляции материала, вынесенного из русла реки паводковыми водами. Установленные на модели деформации дна (изменение глубин) и, как следствие, изменение высоты волн и место их обрушения следует учитывать при расчете параметров конструкций инженерной защиты мостовых переходов.
Результаты исследований могут быть использованы для корректировки математических моделей гидродинамических процессов в береговой зоне морей вблизи устьев водотоков.
Ключевые слова
Об авторах
Г. В. ТлявлинаРоссия
Галина Вячеславовна Тлявлина - кандидат технических наук, заведующая лабораторией моделирования, расчетов и нормирования в гидротехническом строительстве; докторант кафедры «Мосты и тоннели»
Сочи; Москва
В. А. Петров
Россия
Виктор Алексеевич Петров - кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории моделирования, расчетов и нормирования в гидротехническом строительстве
Сочи
Р. М. Тлявлин
Россия
Роман Маратович Тлявлин - кандидат технических наук, заместитель генерального директора Научно-исследовательского центра транспортного строительства – руководитель
Сочи
Г. А. Емельянова
Россия
Галина Александровна Емельянова - доктор технических наук, профессор кафедры «Мосты и тоннели»
Москва
Список литературы
1. Urgent issues of anti-deformation measures to protect coastal railways / E. Ashpiz, A. Savin, R. Tlyavlin, G. Tlyavlina // Proceedings of the 14th MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation (Marmaris, Turkey, 22–26 October 2019). Mugla, Turkey : MEDCOAST Foundation. 2019. Vol. 2. P. 841–852. 2. The Response of Turbidity Maximum to Peak River Discharge in a Macrotidal Estuary / Y. H. Yan, D. H. Song,
2. X. W. Bao, N. Wang // Water. 2021. Vol. 13. P. 106. https://doi.org/10.3390/w13010106.
3. Sediment Transport on Continental Shelves: Storm Bed Formation and Preservation in Heterogeneous Sediments / T. R. Keen, R. L. Slingerland, S. J. Bentley [et al.] // Sediments, Morphology and Sedimentary Processes on Continental Shelves / eds. M. Z. Li, C. R. Sherwood and P. R. Hill. 2012. https://doi.org/10.1002/9781118311172.ch14.
4. Wave asymmetry impacts on sediment processes at the nearshore of Fire Island, New York / M. S. Parlak, B. U. Ayhan, J. C. Warner [et al.] // Coastal Sediments. New Orleans, USA, 2023. https://doi.org/10.1142/9789811275135_0173.
5. Иппен А. Д. Гидродинамика береговой зоны и эстуариев / пер. с англ. А. В. Некрасова. Ленинград : Гидрометеоиздат, 1970. 392 с.
6. Guo Y. Hydrodynamics in Estuaries and Coast: Analysis and Modeling // Water. 2022. Vol. 14. P. 1478. https://doi.org/10.3390/w14091478.
7. Антоненков Д. А., Щодро А. Е. Контроль и методика моделирования гидрологических процессов при проектировании гидротехнических сооружений в устьевых взморьях рек // Системы контроля окружающей среды. 2021. № 4 (46). С. 55–62. DOI 10.33075/2220-5861-2021-4-55-62.
8. Щодро А. Е. Разработка методов расчета местных размывов несвязного грунта в зоне влияния речных и морских сооружений с учетом динамики водного потока и транспорта наносов // Экологическая безопасность прибрежной и шельфовой зон моря. 2018. № 2. С. 74–87.
9. Antonenkov D. A., Shchodro A. E. Hydraulic Structures that Contribute to the Sediments Directed Transfer and the Mass Transfer Activation // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. P. 032027. DOI 10.1088/1755-1315/988/3/032027.
10. Шарп Д. Д. Гидравлическое моделирование. Москва : Мир, 1984. 280 с.
11. Frostick L. E., McLelland S. J., Mercer T. G. Users guide to physical modelling and experimentation. London : Taylor & Francis Group, 2011. 272 p. DOI 10.1201/b11335.
12. Клавен А. Б., Копалиани З. Д. Экспериментальные исследования и гидравлическое моделирование речных потоков и руслового процесса. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2011. 544 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тлявлина Г.В., Петров В.А., Тлявлин Р.М., Емельянова Г.А. Особенности проектирования защитных откосов опор мостов через малые водотоки на прижимных участках берегов морей. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(4):42-51. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_42
For citation:
Tlyavlina G.V., Petrov V.A., Tlyavlin R.M., Emelianova G.A. Design features of protective slopes of bridge supports across small watercourses on pressure sections of the sea shores. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(4):42-51. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_76_42