Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

К вопросу усиления конструкции бесстыкового пути при наличии фактора торможения поездов

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_88

Аннотация

   В статье дан обзор существующих теоретико-экспериментальных исследований и подходов к расчетам и усилению конструкции железнодорожного пути. Современные тенденции в проектировании и строительстве железнодорожного пути характеризуются стремлением обеспечить прочность и надежность конструкции.
   Обосновано назначение нового параметра повышения температуры рельсовой плети бесстыкового пути при наличии фактора торможения поездов, ведомых современными и перспективными локомотивами. Обозначено, что недостаточно внимания в настоящее время уделено температурной работе бесстыкового пути, как основной конструкции пути на сети железных дорог России, особенно в сложных эксплуатационных условиях с учетом сверхнормативных продольных сил, возникающих при интенсивном электродинамическом торможении полногрузных и длинносоставных поездов, ведомых современными тяжелыми многосекционными локомотивами.
   Усовершенствована методика проектирования усиления пути при наличии фактора торможения. Систематизированы существующие варианты усиления пути, предложен экстенсивно-интенсивный подход к их выбору. При проектировании и последующей реализации варианта усиления бесстыкового пути рекомендуется использовать алгоритмы, интегрирующие экспертные мнения, данные теоретических исследований и натурных испытаний, с целью назначения наилучшего варианта, учитывая при расчетах пути по критическим параметрам фактор торможения поездов, как один из наиболее неблагоприятных видов внешнего воздействия на железнодорожный путь. Предложен укрупненный алгоритм назначения варианта усиления конструкции бесстыкового пути с учетом фактора торможения поездов, включая модель приоритизации вариантов усиления пути.
   Даны рекомендации по включению результатов настоящего исследования в нормативную документацию, регламентирующую проектирование, строительство и эксплуатацию бесстыкового пути.

Об авторах

И. К. Ардышев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Илья Константинович Ардышев – преподаватель кафедры «Путь и путевое хозяйство»

Новосибирск



Д. В. Величко
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Дмитрий Валерьевич Величко – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство»

Новосибирск



Список литературы

1. Ашпиз Е. С., Дорошенко К. А. Применение технологии холодного ресайклинга для устройства подбалластных защитных слоев // Путь и путевое хозяйство. 2024. № 11. С. 4–7.

2. Кореньков Д. А., Иванников М. А., Загитов Э. Д. Разработка конструкции и технологий содержания железнодорожного пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд т брутто пропущенного тоннажа // Путь и путевое хозяйство. 2024. № 12. С. 2–6.

3. Ланис А. Л. Армирование основной площадки высокой насыпи с инъектированием твердеющих растворов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 3 (50). С. 38–46.

4. Применение композитных материалов на железнодорожном транспорте / А. В. Савин, А. И. Борц, И. В. Светозарова, А. А. Дорошкевич // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 1. С. 15–17.

5. Щепотин Г. К. Усиление подшпального основания в условиях Сибири // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 7. С. 22–24.

6. Величко Д. В., Антонов Н. И., Карюкин М. А. О разработке безрезьбовых скреплений // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 6. С. 31–32.

7. Патент на полезную модель № 210218 U1 Российская Федерация, МПК E01B 9/36. Подрельсовая подкладка : № 2021137239 : заявл. 15.12.2021 : опубл. 01.04.2022 / Величко Д. В., Карпущенко Н. И., Карюкин М. А. [и др.] ; заявитель СГУПС.

8. Патент № 2744086 C1 Российская Федерация, МПК E01B 9/14, E01B 9/30, E01B 9/48. Анкерное рельсовое скрепление : № 2020130537 : заявл. 15.09.2020 : опубл. 02.03.2021 / Карюкин М. А., Величко Д. В., Банул В. В. [и др.] ; заявитель СГУПС.

9. Новакович В. И. Верхнее строение железнодорожного пути для высоких скоростей движения поездов // Транспортное строительство. 2024. № 1. С. 2–5.

10. Суслов О. А., Гришина М. А. Расчет оптимальной температуры закрепления рельсовых плетей на основе многофакторного анализа эксплуатационных условий его укладки // Вестник транспорта Поволжья. 2025. № 1 (109). С. 148–153.

11. Стоянович Г. М., Пупатенко В. В., Гильмутдинов С. А. О температуре закрепления бесстыковых плетей на постоянный режим эксплуатации // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2019. № 4 (21). С. 36–39.

12. Пересмотреть Инструкцию по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути / В. И. Новакович, Г. В. Карпачевский, Н. И. Залавский [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 8. С. 32–33.

13. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2544р : (ред. от 10.04.2023). Москва, 2017. 176 с.

14. Ардышев И. К. Продольные деформации рельсовых плетей при рекуперативном торможении поездов в суровых климатических условиях // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 2 (69). С. 41–48.

15. Ардышев И. К. Продольные упругие деформации рельсов при торможении поезда в сложных эксплуатационных условиях Сибири // II Международная научная конференция «Железная дорога: путь в будущее» : сборник материалов аспирантов и молодых ученых к 80-летию аспирантуры и научного центра «Экономика комплексных проектов и тарифообразования» АО «ВНИИЖТ», Москва, 18 апреля 2024 г. Москва : Инфра-М, 2024. С. 536–542.

16. Ардышев И. К. Численное моделирование упругих перемещений рельсовой плети при наличии фактора торможения поездов, ведомых современными локомотивами // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025. № 2 (74). С. 103–109.

17. Лысюк В. С., Сазонов В. Н., Башкатова Л. В. Прочный и надежный железнодорожный путь. Москва : Академкнига, 2003. 589 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ардышев И.К., Величко Д.В. К вопросу усиления конструкции бесстыкового пути при наличии фактора торможения поездов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(3):88-96. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_88

For citation:


Ardyshev I.K., Velichko D.V. To the question of strengthening the structure of a continuously welded rail track in the presence of a braking factor. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(3):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_88

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)