К вопросу обоснования увеличения срока эксплуатации рельсов в метрополитене
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_78
Аннотация
В статье рассматривается состояние рельсов, пропустивших нормативный тоннаж в метрополитене. При проведении натурного обследования и диагностики с помощью методов неразрушающего контроля выполнена оценка фактического состояния рельсов. Самыми распространенными стали дефекты первой группы – выкрашивание и отслоение металла, параметры которых оказались допустимыми для дальнейшей эксплуатации.
По результатам анализа материалов, предоставленных метрополитеном, и применения методики назначения ремонта ОАО «РЖД» получены зависимости, которые описывают появление дефектов и отказы от пропущенного тоннажа. Дефектность была исключена из факторов оценки из-за незначительного влияния на назначение сплошной смены рельсов. В свою очередь, одиночные выходы рельсов оказали влияние на определение срока окончания эксплуатации рельсов, который наступит не ранее чем через 10 лет с момента проведения исследования.
Для проверки достоверности полученных результатов оценивалась надежность рельсов в метрополитене. В расчете времени эксплуатации скорректировано условие наработки, тем самым применение методики, основанной на теории надежности, стало возможным по отношению к условиям метрополитена. С помощью расчета удалось определить вероятности безотказной работы и отказа. Полученный результат подтвердил возможность увеличения срока эксплуатации рельсов в метрополитене. При сравнении среднего ресурса рельсов на текущий год эксплуатации и на прогнозный (через 10 лет с момента проведения исследования) определено, что данная величина существенно увеличилась.
Предложен подход, основанный на совместном использовании нормативных документов ОАО «РЖД» и теории надежности с необходимыми корректировками, учитывающими условия эксплуатации рельсов в метрополитене.
Об авторах
А. Л. ЛанисРоссия
Алексей Леонидович Ланис – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство»
Новосибирск
Д. А. Усов
Россия
Дмитрий Андреевич Усов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство»
Новосибирск
В. А. Тархов
Россия
Виктор Александрович Тархов – аспирант-стажер, студент пятого курса факультета «Транспортное строительство»
Новосибирск
Список литературы
1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2288/р от 14.11.2016 // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: https://company.rzd.ru/api/media/resources/1503751?action=download (дата обращения: 25.02.2025).
2. Гречаник А. В., Замуховский А. В., Наумов Б. В. Виброгасящие скрепления для метрополитена // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2011. № 4 (12). С. 62–69.
3. Правила назначения ремонтов железнодорожного пути : утверждены распоряжением ОАО «РЖД» № 2888/р от 17.12.2021 // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=804210 (дата обращения: 26.02.2025).
4. ГОСТ Р 51685–2013. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия. Москва : Стандартинформ, 2014. 27 с.
5. Замуховский А. В., Семенов Е. В. Анализ удельного выхода рельсов в Московском метрополитене // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 5. С. 10–12.
6. Матвецов В. И., Кебиков А. А., Сырокваш А. А. Анализ повреждений нетермоупрочненных рельсов при эксплуатации в условиях минского метрополитена // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2005. № 2 (11). С. 64–70.
7. Шехватов А. А., Витольберг В. Г., Потапов Д. А. Исследование работы рельсов в кривых участках пути в условиях метрополитена // Вісник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту ім. академіка В. Лазаряна. 2003. № 2. С. 182–186.
8. Положение о проведении планово-предупредительного ремонта верхнего строения пути, земляного полотна и контактного рельсов метрополитенов Союза ССР. Москва : Транспорт, 1982. 28 с.
9. Методика расчета показателей надежности и безопасности функционирования верхнего строения пути : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 1508/р от 15.06.2020. Москва, 2020. 81 с.
10. Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов» : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2499/р от 23.10.2014 : (редакция от 07.10.2022) // Гарант : информационно-правовое обеспечение. URL: https://base.garant.ru/70867010/ (дата обращения: 24.02.2025).
11. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации : утверждены Приказом Минтранса России № 250 от 23.06.2022 // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422554/ (дата обращения: 28.01.2025).
12. Замуховский А. В., Погосян Д. А. Оценка конструкций верхнего строения пути метрополитена по критериям надежности // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 12. С. 15–17.
13. Погосян Д. А. Повышение эксплуатационной надежности подрельсового основания пути метрополитена на основе анализа геометрии рельсовой колеи : специальность 2.9.2 «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Давид Арменович Погосян ; Российский университет транспорта. Москва, 2022. 208 с.
14. Величко Д. В., Севостьянов А. А., Антерейкин Е. С. Оценка надежности рельсов на участках Транссибирской магистрали // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 1. С. 5–11.
Рецензия
Для цитирования:
Ланис А.Л., Усов Д.А., Тархов В.А. К вопросу обоснования увеличения срока эксплуатации рельсов в метрополитене. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(3):78-87. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_78
For citation:
Lanis А.L., Usov D.A., Tarkhov V.A. To the question of justification of increasing the exploitation life of rails in the metro. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(3):78-87. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_78