Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Влияние кривых малого радиуса на эксплуатационные показатели работы железнодорожного участка

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_23

Аннотация

   Кривые малого радиуса, как элемент путевой инфраструктуры, оказывают негативное влияние на стабильное продвижение поездопотоков за счет существенного повышения количества выдаваемых предупреждений об ограничении скорости движения поездов и отказов технических средств. Наиболее значительно это сказывается на пропускной способности Восточного полигона. Кривые малого радиуса также являются источником повышенного износа как элементов верхнего строения пути, так и подвижного состава. Здесь значительно чаще, в сравнении с участками, не имеющими неблагоприятного плана, производятся работы не только по замене остродефектных рельс, но и по сплошной смене плетей бесстыкового пути. Проведение работ также сопровождается выдачей ограничений по уменьшению скорости движения. Кроме того, кривые малого радиуса создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций. Повышенные динамические нагрузки на подвижной состав и инфраструктуру увеличивают риск схода состава с рельсов. А в условиях сложного рельефа и климатических особенностей Восточного полигона (большие перепады температур, участки вечномерзлых грунтов) эти проблемы усугубляются. Вместе с тем при большом штате квалифицированной рабочей силы в настоящее время в Забайкальском крае и Амурской области остается сложной демографическая обстановка.
   В данной работе проведен анализ эксплуатационных показателей участков, схожих по параметрам пропущенного тоннажа, но отличных по протяженности кривых малого радиуса, для определения фактического коэффициента надежности транспортного обслуживания участка с кривыми малого радиуса для оценки потенциала дальнейшего роста пропускной способности. Выполненный анализ современного технического состояния и особенностей эксплуатации железнодорожного пути на перегоне Ерофей Павлович – Большая Омутная подтверждает, что в условиях дальнейшего роста объемов перевозок, увеличения количества тяжеловесных и длинносоставных поездов данный участок станет узким местом в обеспечении необходимых параметров пропускной способности Транссибирской магистрали.
   По результатам проведенного анализа была проведена экономическая оценка эффективности работ по изменению трассировки участка с неблагоприятными условиями за счет возможной ликвидации кривых малого радиуса, в том числе и за счет сокращения эксплуатационной длины участка Ерофей Павлович – Большая Омутная.

Об авторах

П. С. Холодняк
АО «ВНИИЖТ»
Россия

Павел Сергеевич Холодняк – аспирант, начальник отдела полигонных технологий и повышения провозной способности сети Центра цифровой модели перевозок и технологии энергосбережения

Москва



Е. В. Пчелинцева
АО «ВНИИЖТ»
Россия

Екатерина Викторовна Пчелинцева – аспирант, ведущий инженер отдела полигонных технологий и повышения провозной способности сети Центра цифровой модели перевозок и технологии энергосбережения

Москва



Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозами на период до 2035 года. Москва, 2001. 285 с.

2. Виноградов С. А. Мы создаем сегодня то, что будет востребовано железной дорогой и обществом завтра // Вестник Института проблем естественных монополий. Техника железных дорог. 2024. № 1 (65). С. 9.

3. Сотников Е. А., Шенфельд К. П. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях и ее влияние на потребную пропускную способность участков // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2021. № 5. С. 3.

4. Певзнер В. О., Ромен Ю. С. Основы разработки нормативов содержания пути и установления скоростей движения : монография. Москва : Куна, 2024. 308 с.

5. Методические положения по определению значений основных параметров условий организации перевозочного процесса при внедрении вагонов с повышенной осевой и погонной нагрузкой / М. И. Мехедов, Е. А. Сотников, П. С. Холодняк [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, № 4. С. 359.

6. Лоскутов С. А. Великая магистраль на Восток: начало Транссиба // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 1 (2). С. 158.

7. Основные причины повышенного износа рельсов и гребней колесных пар грузовых вагонов / Л. А. Мугинштейн, В. М. Богданов, А. В. Сухов, Ю. С. Ромен // Железнодорожный транспорт. 2020. № 7. С. 43.

8. О подходах к обоснованию целесообразности изменения геометрии трассы со сложным планом железнодорожных линий / М. И. Мехедов, В. А. Антонец, В. А. Устинов, В. Г. Федулин // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2025. Т. 84, № 1. С. 60.

9. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 202444376. Комплексный расчет параметров продвижения поездопотока для определения причин невыполнения скорости и выявления их влияния на качество выполнения прогнозных параметров (ЭЛЬБРУС-М (Очередь 2023 г.)) : № 2024663549 : заявл. 14.06.2024 : опубл. 24.06.2024 / Анфиногенов А. Ю., Капустин Н. А., Кирякин В. Ю., Клюев Н. А., Кокляев М. В., Коркин К. Е., Лежава В. Ш., Ляшко О. В., Мугинштейн Л. А., Понарин Л. Н., Рябцева Е. Ю., Хрусталев Д. Ф., Шубин А. Ю., Лобанов С. В., Мехедов М. И.

10. Инструкция по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД». Москва, 2022. 364 с.


Рецензия

Для цитирования:


Холодняк П.С., Пчелинцева Е.В. Влияние кривых малого радиуса на эксплуатационные показатели работы железнодорожного участка. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(3):23-31. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_23

For citation:


Kholodnyak P.S., Pchelintseva E.V. The effect of small radius curves on the operational performance of a railway section. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(3):23-31. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_75_23

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)