Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Исследование несущей способности, трещиностойкости и выносливости железобетонных шпал Ш3-Д 4×10 и Ш3-ДПГ 4×10

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_87

Аннотация

   В статье приведены результаты исследований несущей способности, трещиностойкости и выносливости железобетонных шпал со стержневым армированием, которые изготовлены по итальянской автоматизированной технологии OLMI. Рассчитаны два типа шпал: Ш3-Д 4×10 и Ш3-ДПГ 4×10. Шпалы Ш3-ДПГ 4×10 отличаются от шпал Ш3-Д 4×10 дополнительным косвенным армированием в торцевой части сечения в виде спиралей на концах арматуры и зачеканенными бетонным раствором торцевыми отверстиями. При этом класс бетона по прочности на сжатие у шпал Ш3-Д 4×10 принят не менее В55, а у шпал Ш3-ДПГ 4×10 – не менее В60.
   Расчет несущей способности выполнен согласно методу расчета изгибаемых элементов любых форм сечений, направлений действия внешнего момента и любом армировании по общему случаю расчета нормальных сечений изгибаемых элементов. Специфика работы железобетонных шпал под нагрузкой требует обязательного расчета на трещиностойкость и выносливость, поскольку воздействие на шпалу многократно повторяющейся нагрузки вызывает значительный перепад напряжений в бетоне или в растянутой арматуре при большом числе циклов в течение эксплуатационного периода.
   По результатам проведенных расчетов определено, что увеличение класса бетона по прочности на сжатие с В55 до В60 практически не влияет на трещиностойкость и несущую способность, а значит не приведет к уменьшению дефектности железобетонных шпал со стержневым армированием на грузонапряженных участках Среднесибирской магистрали.

Об авторе

Н. С. Пичкурова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Наталья Сергеевна Пичкурова – кандидат технических наук, доцент кафедры «Здания, строительные конструкции и материалы»

Новосибирск



Список литературы

1. Гнездилов С. А., Лебедев А. В., Простаков К. А. Исследование работы железобетонных шпал Ш3-ДПГ 4×10 // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 4. С. 20–25.

2. Голубчик Э. М., Корчунов А. Г., Коломиец Б. А. Освоение технологии производства высокопрочной арматуры для железобетонных шпал нового поколения // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 5 (38). С. 127–133.

3. Лебедев В. Н. Опыт освоения производства высокопрочной стабилизированной арматуры для железобетонных шпал нового поколения // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2010. № 2. С. 74–76.

4. Пичкурова Н. С., Левина О. В., Омельченко А. К. Конструктивные решения железобетонных шпал в России // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2024. № 3 (14). С. 87–94.

5. ТУ 5864-244-01124323–2007. Шпалы железобетонные типа III для нераздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале (подтип Ш3-Д 4×10). Технические условия. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Анализ отказов железобетонных шпал в эксплуатационных условиях Транссибирской магистрали / Н. Н. Лукинова, А. Э. Малинина, А. А. Севостьянов, Д. В. Величко // Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России (ТрансПромЭк-2019) : труды международной научно-практической конференции : 90-летию Ростовского государственного университета путей сообщения посвящается, Ростов-на-Дону, 24–26 октября 2019 года. Том 1. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. С. 238–241. EDN KQFOLJ.

7. Величко Д. В., Севостьянов А. А., Карюкин М. А. Анализ отказов железобетонных шпал в условиях Транссибирской и Среднесибирской магистралей : отчет о научно-исследовательской работе. Тема № 2021-004. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2022. 95 с.

8. Инструкция по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 22.08.2022 № 2183/р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Пичкурова Н. С., Воробьев В. С. Оценка несущей способности железобетонных шпал при строительстве и реконструкции железнодорожного пути // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 3 (70). С. 71–78.

10. Пособие по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов (к СНиП 2.03.01-84). Часть I / ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, НИИЖБ Госстроя СССР. Москва : ЦИТП Госстроя СССР, 1988. 192 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пичкурова Н.С. Исследование несущей способности, трещиностойкости и выносливости железобетонных шпал Ш3-Д 4×10 и Ш3-ДПГ 4×10. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(1):87-94. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_87

For citation:


Pichkurova N.S. Investigation of the bearing capacity, crack resistance and endurance of reinforced concrete sleepers SH3-D 4×10 and SH3-DPG 4×10. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(1):87-94. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_87

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)