Анализ сокращения затрат труда на выправку пути за счет применения машинных комплексов
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_29
Аннотация
Обеспечение стабильности геометрии рельсовой колеи является неотъемлемой частью текущего содержания железнодорожного пути. На выправку пути приходится треть от всех трудозатрат на дистанции пути, состояние геометрии рельсовой колеи влияет на уровень безопасности движения поездов и определяет оценку эффективности работы структурного подразделения. Выправка пути по уровню, в плане и профиле осуществляется как вручную бригадой монтеров пути, так и за счет работы машинного комплекса в рамках планово-предупредительной выправки пути. В условиях дефицита рабочих кадров встает закономерный вопрос о снижении затрат труда путем машинизации основных технологических процессов по содержанию пути.
В данной работе представлены результаты исследования по анализу зависимости периодичности планово-предупредительной выправки и состояния геометрии рельсовой колеи, в том числе с учетом потребных трудозатрат на выправку пути вручную. Для анализа выбраны участки Среднесибирского хода с величиной пропущенного тоннажа от 300 до 1 200 млн т, с разной периодичностью проведения машинной выправки. Для обработки исходных данных использовался язык программирования Python, что позволило автоматизировать процесс расчета потребных трудозатрат на выправку пути вручную. В статье приведены зависимости трудозатрат на содержание пути от величины пропущенного тоннажа с учетом периодичности планово-предупредительной выправки. Определена степень эффективности выправки пути машинным комплексом в зависимости от величины пропущенного тоннажа и количества выправок. Отмечено, что в условиях дефицита рабочих кадров для назначения планово-предупредительной выправки рационально использовать дополнительный критерий – величину трудозатрат на выправку пути, так как этот параметр напрямую отражает трудоемкость содержания рельсовой колеи на линейном участке.
Об авторах
А. А. СевостьяновРоссия
Александр Александрович Севостьянов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство»
Новосибирск
С. А. Пономарев
Россия
Сергей Андреевич Пономарев – студент факультета транспортного строительства
Новосибирск
А. С. Пуха
Россия
Анна Сергеевна Пуха – студентка факультета транспортного строительства
Новосибирск
Список литературы
1. Асалханова Т. Н., Давтян А. М. Технологический процесс видеоконтроля проведения ремонтных работ железнодорожного пути // Путь XXI века : сборник трудов V Национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14–15 сентября 2023 года. Санкт-Петербург : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2024. С. 210–215.
2. Давтян А. М., Дружинина Т. Я. Диагностика и мониторинг железнодорожной инфраструктуры с помощью беспилотных летательных аппаратов // Актуальные проблемы развития авиационной техники и методов ее эксплуатации – 2023 : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной празднованию 100-летия отечественной гражданской авиации, Иркутск, 07–08 декабря 2023 года. Иркутск : Московский государственный технический университет гражданской авиации, 2024. С. 249–254.
3. Асалханова Т. Н., Осколков А. А. Повышение качества планирования и организации работ по текущему содержанию железнодорожного пути // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2023. № 1 (77). С. 73–82.
4. Тимофеев Е. Н., Севостьянов А. А., Сокольников А. В. Создание цифровой модели железнодорожного пути с использованием беспилотных летательных аппаратов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 1 (68). С. 73–82.
5. Асалханова Т. Н., Осколков А. А. Повышение качества планирования и организации работ по текущему содержанию железнодорожного пути // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2023. № 1 (77). С. 73–82.
6. Ковальчук А. С., Коваль С. И. Применение цифровых технологий и сервисов для развития ж/д инфраструктуры // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 476–481.
7. Севостьянов А. А., Величко Д. В. Моделирование организации технологических процессов по содержанию геометрии рельсовой колеи // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2023. Т. 82, № 2. С. 168–176.
8. Севостьянов А. А. Планирование и организация работ по содержанию геометрии рельсовой колеи в зимний период эксплуатации // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 95–102.
9. Коваленко Н. И. Повышение уровня технического состояния железнодорожного пути // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2023. № 3 (91). С. 125–134.
10. Коваленко Н. И., Коваленко Н. А. Обеспечение современных направлений технического обслуживания путевой инфраструктуры при организации перевозочного процесса // Академик Владимир Николаевич Образцов – основоположник транспортной науки : труды Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию университета, Москва, 22 октября 2021 года. Москва : Российский университет транспорта, 2021. С. 382–388.
11. Коваленко Н. И., Коваленко А. Н. Оценка рисков нарушения численности персонала в путевом хозяйстве / Н. И. Коваленко, А. Н. Коваленко // Путь и путевое хозяйство. 2024. № 2. С. 25–29.
12. Сергеев Е. А., Фазилова З. Т. Повышение эффективности работы выправочной техники // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 2. С. 9–11.
13. Севостьянов А. А., Величко Д. В. Повышение эффективности технологического процесса плановопредупредительной выправки железнодорожного пути // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 4 (59). С. 37–46.
14. Повышение производительности выправочных машин / Е. А. Садырин, В. А. Покацкий, Д. А. Ковенькин, К. М. Титов // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 11. С. 34–36.
15. Таранцев А. А., Тимченко В. С. Определение оптимальной продолжительности «окна» методом имитационного моделирования процессов железнодорожных перевозок // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 6. С. 30–35.
16. Правила назначения ремонтов железнодорожного пути : утверждены распоряжением ОАО «РЖД» № 2888/р от 17.12.2021. Москва, 2021. 273 с.
17. Дворников А. В. Выявление нестабильных участков пути и прогнозирование их состояния : специальность 05.22.06 «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Дворников Андрей Владимирович. Москва, 2008. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Севостьянов А.А., Пономарев С.А., Пуха А.С. Анализ сокращения затрат труда на выправку пути за счет применения машинных комплексов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(1):29-38. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_29
For citation:
Sevostyanov A.A., Ponomarev S.A., Pukha A.S. Analysis of labour cost reduction for track straightening through the use of machine complexes. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(1):29-38. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_29