Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Оперативное планирование парка поездных локомотивов грузового движения с учетом отдельных факторов

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_22

Аннотация

   Для успешной организации перевозочного процесса необходимо обеспечить рациональную эксплуатацию тяговых ресурсов. Размеры требуемого парка локомотивов грузового движения определяются при разработке плановых технических норм на месяц в среднесуточном исчислении. В связи с перестройкой логистики и неравномерностью перевозок использование плановых технических норм затруднительно, поскольку даже незначительное повышение объемов грузоперевозок может привести к избытку или недостатку локомотивного парка на участках. Грамотная реализация объективной методики оперативного управления позволяет качественно выполнять грузовую и поездную работу с минимальными эксплуатационными затратами. Поэтому крайне важно определить возможные варианты оперативного планирования тяговых ресурсов, выполнение которых приведет к эффективной эксплуатации локомотивов, а также к своевременной постановке тягового подвижного состава на техническое обслуживание, ремонты и экипировку. Выполненный авторами анализ статистических данных за длительный период показал, что существующая методика расчета показателей оперативного планирования локомотивного парка не учитывает отдельные факторы, влияющие на определение реальных размеров требуемого локомотивного парка.
   В статье рассмотрены реальные примеры организации работы корпоративного локомотивного парка в пределах Западно-Сибирской железной дороги. При планировании перевозок не учитывается место нахождения станции погрузки на Кузбассе, а вследствие этого и расстояние, проходимое порожним, а потом груженым составом, так как следование поездопотоков производится не всегда по кратчайшему пути (в зависимости от оперативной обстановки).
   Также следует уделить внимание отставленным от движения поездам. Наиболее распространенными причинами, по которым поезда отставляют на станциях Западно-Сибирской железной дороги, являются простои поездов на промежуточных станциях более 6 ч, неприем поездов грузополучателями, а также отсутствие локомотива перевозчика. Большое скопление таких составов на станциях может привести к трудностям при пропуске поездов и дополнительной работе локомотивного парка.
   Целью исследования является определение зависимости объемов требуемого локомотивного парка от изменения организации его использования в грузовом движении с учетом дополнительных факторов.
   Было установлено, что при оперативном планировании поездной работы в грузовом движении с помощью автоматизированных программ системы «ПРОГРЕСС» на основании расчетов оборота локомотивов используемым повсеместно аналитическим методом не учтены дополнительные составляющие затрат времени, связанные со сложившейся на полигоне оперативной обстановкой. Предложено дополнить методику определения оборота локомотивов элементами, учитывающими реальную ситуацию, в частности дополнительную работу локомотивного парка.

Об авторах

Л. С. Жарикова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Лариса Сергеевна Жарикова – кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой»

Новосибирск



О. П. Югрина
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Ольга Павловна Югрина – кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой»

Новосибирск



Список литературы

1. О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161?marker=65A0IQ (дата обращения: 17.12.2024).

2. Об утверждении Инструкции по учету локомотивов : распоряжение ОАО «РЖД» от 21.03.2022 № 2155 р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/456001763 (дата обращения: 17.12.2024).

3. ГОСТ Р 56046–2014. Показатели использования локомотивов. Термины и определения : утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. № 661-ст // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200112024 (дата обращения: 17.12.2024).

4. Некрашевич В. И., Апатцев В. И. Управление эксплуатацией локомотивов : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. 223 с.

5. Немцов Э. Ф. Информационная поддержка в ИСУЖТ оперативного управления тяговыми ресурсами на Восточном полигоне // Сборник трудов «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование» (ИСУЖТ–2016, Москва, 17–18 ноября 2016 г.). Москва : Изд-во ОАО «НИИАС», 2016. С. 198–201.

6. Валинский О. С. Повышать эффективность планирования и управления локомотивным парком // Железнодорожный транспорт. 2017. № 2. С. 41–44.

7. Ходакевич А. Н. Обеспечение тяговым подвижным составом // Железнодорожный транспорт. 2012. № 6. С. 27–29.

8. Об утверждении типового порядка оперативного управления тяговыми ресурсами на выделенных полигонах сети железных дорог : распоряжение ОАО «РЖД» от 13.05.2021 № 1020/р // Гарант : информационно-правовое обеспечение. URL: https://base.garant.ru/408563109/?ysclid=m71nhgvfbp153378422 (дата обращения: 17.12.2024).

9. Технология автоматизированного планирования и управления маршрутными перевозками / А. Ф. Бородин, В. В. Панин, С. Л. Щепанов [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2018. № 3. С. 8–15.

10. Осьминин А. Т., Сотников Е. А. Основные факторы и условия перехода на полигонную модель управления // Железнодорожный транспорт. 2017. № 5. С. 22–27.


Рецензия

Для цитирования:


Жарикова Л.С., Югрина О.П. Оперативное планирование парка поездных локомотивов грузового движения с учетом отдельных факторов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2025;(1):22-28. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_22

For citation:


Zharikova L.S., Yugrina O.P. Operational planning of a freight train locomotive fleet taking into account certain factors. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2025;(1):22-28. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2025_73_22

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)