Применение подбалластных виброматов на железнодорожных железобетонных пролетных строениях с ездой на балласте и сопрягаемых участках земляного полотна
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_92
Аннотация
В данной статье рассматривается применение виброматов на железобетонных пролетных строениях железнодорожных мостов с ездой на балласте и сопрягаемых участках земляного полотна. Проведены численные эксперименты на железобетонных пролетных строениях мостов с использованием конечно- элементного моделирования в программном комплексе Midas FEA. Представлены результаты расчета жесткости различных типов подрельсового основания, включая разную конструкцию рельсошпальной решетки, балластный слой с разным модулем упругости и уложенные под балласт виброматы. Построены пространственные эпюры вертикального давления по поверхности плиты балластного корыта с учетом жесткости подрельсового основания, представляющие собой графики распределения давления через элементы верхнего строения пути в толще балластного слоя. Установлено, что жесткость подрельсового основания при наличии виброматов снижается, это приводит к уменьшению величины ординат пространственной эпюры вертикального давления по плите балластного корыта путем включения в работу большего по длине участка рельсошпальной решетки. Выполнен расчет грузоподъемности плиты балластного корыта при наличии виброматов, в результате которого отмечено увеличение минимальных классов по грузоподъемности плиты балластного корыта до 30 % за счет снижения давления под шпалой в подрельсовом сечении. Динамический расчет свидетельствует о наличии просадок не более 20 мм при наработке тоннажа до 330 млн т брутто на равноупругом пути с матами на пролетном строении и подходах, что обеспечивает равноупругость пути, отсутствие «предмостовых ям» и равноресурсность пути в зоне сопряжения насыпи с мостовым сооружением.
Об авторах
И. В. ЗасухинРоссия
Илья Витальевич Засухин, старший преподаватель кафедры «Мосты», старший научный сотрудник СибНИИ мостов, кандидат технических наук
Новосибирск
А. В. Паторняк
Россия
Алексей Владимирович Паторняк, инженер СибНИИ мостов
Новосибирск
И. В. Чаплин
Россия
Иван Владимирович Чаплин, доцент кафедры «Мосты», старший научный сотрудник СибНИИ мостов, кандидат технических наук
Новосибирск
С. В. Ефимов
Россия
Стефан Васильевич Ефимов, доцент кафедры «Мосты», старший научный сотрудник СибНИИ мостов, кандидат технических наук
Новосибирск
Д. А. Райлян
Россия
Дмитрий Анатольевич Райлян, ведущий инженер-конструктор
Москва
Список литературы
1. Яшнов А. Н. Методология сквозного мониторинга Технического состояния мостовых сооружений в их жизненном цикле : специальность 2.1.8 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Яшнов Андрей Николаевич ; Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, 2023. 376 с.
2. Ефимов С. В., Жунев К. О. Моделирование динамического взаимодействия подвижного состава и железнодорожных мостов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. № 22 (6). С. 154–166.
3. Жунев К. О. Динамическое воздействие подвижной нагрузки на сварные пролетные строения // Наука и практика в решении стратегических и тактических задач устойчивого развития России : сборник научных статей по итогам Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Культинформ-пресс, 2019. С. 9–12.
4. Луковников Е. Е., Дьяченко Л. К., Смирнов И. М. Динамическая работа пролетных строений в условиях высокоскоростного движения // Путевой навигатор. 2024. № 58 (84). С. 62–68.
5. Паторняк А. В., Ефимов С. В., Чаплин И. В. Применение подбалластных виброматов на мостовых сооружениях // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2023. № 4. С. 43–53.
6. Усов Д. А. Моделирование участков переменной жесткости перед искусственными сооружениями // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 1 (56). С. 79–85.
7. Подход к подбору параметров конструкций переменной жесткости в зоне примыкания к устоям искусственных сооружений / А. Л. Ланис, Д. А. Усов, П. О. Ломов, И. О. Гребенников // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2022. № 1 (85). С. 143–152.
8. Suiker A. S. J. The mechanical behavior of ballasted railway tracks. [S. l.] : Delf Univ. Press, 2002. 247 p.
9. Засухин И. В. Определение эпюры давления по поверхности металлической ортотропной плиты балластного корыта пролетного строения от местного действия нагрузки // Транспортные сооружения. 2021. № 2. C. 30.
10. Shih J.-Y., Thompson D., Zervos A. Assessment of track-ground coupled vibration induced by high-speed trains // ICSV 21. The 21st International congress on sound and vibration. Beijing/Chin, 2014. P. 1–8.
11. Райлян Д. А. Разработка специализированных материалов – матов подбалластных для применения на сети железных дорог в целях снижения вибрационного воздействия и структурного шума от подвижного состава // Актуальные проблемы техносферной безопасности : сборник научных материалов V Национальной научно-практической конференции. Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2023. С. 32–37.
12. Райлян Д. А., Апатцев В. И., Климова Д. В. Прогноз уровней вибрационного воздействия и структурного шума при реконструкции станции Лобня МЦД-1 // Наука и техника транспорта. 2022. № 2. С. 83–91.
Рецензия
Для цитирования:
Засухин И.В., Паторняк А.В., Чаплин И.В., Ефимов С.В., Райлян Д.А. Применение подбалластных виброматов на железнодорожных железобетонных пролетных строениях с ездой на балласте и сопрягаемых участках земляного полотна. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(4):92-100. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_92
For citation:
Zasukhin I.V., Patornyak A.V., Chaplin I.V., Efimov S.V., Raylyan D.A. The use of sub-ballast vibration mats on railway reinforced concrete superstructures with ballast riding and mating sections of the roadbed. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(4):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_92