Совершенствование метода измерения продольной ровности покрытий автомобильных дорог
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_106
Аннотация
Показатель «ровность» покрытия автомобильных дорог – один из ключевых при оценке технического состояния дорог, обеспечения безопасности, анализе появления дефектов и прогнозе технического состояния. Существуют не менее десяти различных способов определения показателя «ровность». К наиболее высокоточным относится метод амплитуд, в основе которого лежит геометрическое нивелирование с шагом нивелирования 5 м. Метод, при всех достоинствах, имеет недостатки, одним из главных является фиксированная длина отрезка пути (5 м), на котором определяется амплитуда неровности. Все длины неровности менее 5 м оцениваются недостоверно, что приводит к ошибкам в оценке качества покрытия дорог. При уменьшении шага нивелирования многократно увеличивается трудоемкость измерений. Применение лазерных сканеров и других измерительных систем на базе ГНСС не обеспечивает точность измерений. Системы измерений, в основе которых лежит измерение углов наклона подвижного объекта с использованием инклинометров, акселерометров, гироскопических систем, включая инерциальные системы, подвержены влиянию линейных ускорений, что влияет на точность измерений.
Сущность предлагаемых решений заключается в измерении уклонов без использования непрерывной коррекции пространственного положения оси гироскопа относительно горизонта. Усовершенствованный метод, в основе которого лежит измерение продольного угла наклона подвижного объекта (ходовой тележки), пройденного расстояния и вычисление высотных отметок путем интегрирования данных, реализован на базе УДК «Ровность». Данный метод позволяет определять неровности покрытия автомобильных дорог с точностью около 1 мм, повторяемость из различных циклов измерения в пределах 1 мм.
Об авторах
В. В. ЩербаковРоссия
Владимир Васильевич Щербаков – профессор кафедры «Инженерная геодезия», доктор технических наук
Новосибирск
С. С. Акимов
Россия
Сергей Сергеевич Акимов – инженер-технолог НИЛ «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна»
Новосибирск
Список литературы
1. Средства и методы измерения ровности покрытий автомобильных дорог / В. В. Щербаков, А. В. Конкин, И. В. Щербаков, О. В. Ковалева // Дороги и мосты. 2021. № 1 (45). С. 61–74.
2. Углов Е. В., Тиратурян А. Н., Шамраев Л. Г. Современный подход к оценке транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог государственной компании «Российские автомобильные дороги» // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 1 (6). С. 38–51. DOI 10.17273/CADGIS.2016.1.7.
3. Паспорт национального проекта. Национальный проект «Безопасные качественные дороги». URL: https://mintrans.gov.ru/file/495234 (дата обращения: 25.04.2024).
4. Методика формирования официальной статистической информации, необходимой для мониторинга достижения показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги» : утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 30.07.2021 № 155. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. ГОСТ Р 56925–2016. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий : утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 мая 2016 г. № 370-ст. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Щербаков В. В., Акимов С. С., Ефимов Н. В. Приборы для определения ровности покрытия на автомобильных дорогах // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2023. Т. 1, № 1. С. 184–190. DOI 10.33764/2618-981X-2023-1-1-184-190.
7. Середович В. А., Алтынцев М. А., Егоров А. К. Determination of road surface evennes index based on mobile laser scanning // Вестник СГУГиТ. 2017. Т. 22, № 3. С. 33–44.
8. Лушников Н. А., Лушников П. А. О точности измерений продольной ровности дорожных покрытий различными методами // Дороги и мосты. 2019. № 2 (42). С. 79–89.
9. Большаков В. Д., Левчук Г. П. Справочник геодезиста. Москва : Недра, 1985. 455 с.
10. Патент № 2373323 С1 Российская Федерация, МПК B01C 23/07. Устройство для оценки ровности поверхности аэродромного покрытия : № 2008113525/03 : заявлен 07.04.2008 : опубликован 20.11.2009 / Низовой А. В., Луканов Н. И. ; патентообладатели Низовой А. В., Луканов Н. И.
11. Щербаков В. В., Барсук М. Н. Диагностика автомобильных дорог по геометрическим параметрам с использованием ГНСС // Геодезия и картография. 2008. № 6. C. 55–57.
12. Руководство по оценке ровности дорожных покрытий толчкомером : утверждено распоряжением Росавтодора от 17.07.2002 № ОС-617-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Рецензия
Для цитирования:
Щербаков В.В., Акимов С.С. Совершенствование метода измерения продольной ровности покрытий автомобильных дорог. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(2):106-114. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_106
For citation:
Shcherbakov V.V., Akimov S.S. Improving the method for measuring the longitudinal flatness of road surfaces. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(2):106-114. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_106