Оценка возможности формирования поездов весом 7 100 т с массовым грузом на углепогрузочной станции П
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_72_65
Аннотация
В статье рассмотрена значимость и актуальность развития тяжеловесного и длинносоставного движения на сети железных дорог. Как показывает мировой опыт, развитие данного движения является актуальной и востребованной мерой при активном внедрении инноваций на железнодорожном транспорте. Тяжеловесное движение применяется в Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, США, Швеции, Норвегии, ЮАР. Длина линий, на которых обращаются такие поезда, составляет от 180–200 до 1 100–1 500 км. В большинстве случаев это специализированные магистрали. В состав поездов включается до 340 вагонов.
ОАО «РЖД» еще в 2015 г. разработало программу развития тяжеловесного движения поездов. Полигон обращения поездов повышенной массы постоянно увеличивается. Несомненно, развитие тяжеловесного и длинносоставного движения оказывает большое положительное влияние на деятельность железнодорожной отрасли: использование инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, ускорение оборота вагонов, увеличение пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных объектов и т. д. Однако есть и ряд задач, которые необходимо решить при рассмотрении организации тяжеловесного движения на сети дорог. В частности, требуется системный подход к проблемам взаимодействия экипажа и пути, колеса и рельса, продольной динамики поездов, перегрузок в системе энергоснабжения, бесперебойности обеспечения локомотивами при отправлении, учета длины станционных путей и промышленных предприятий и ряду других вопросов.
В статье рассмотрена возможность формирования поездов весом 7 100 с массовым грузом. Выполнены расчеты достаточности длины путей станции П, а также станции З для формирования длинносоставного поезда. Установлено, что наиболее целесообразным вариантом является формирование поезда на путях станции З, так как из-за формирования поездов повышенной массы на двух путях по станции П будут увеличиваться простои, а также появятся недостатки в технологии работы с тяжеловесными составами. Проверена возможность отправления состава весом 7 100 т по условию трогания с места. Даны рекомендации по проектированию контактной сети на перегоне П–З, а также по организации пункта технического обслуживания вагонов на станции З. Проведена экономическая оценка целесообразности формирования длинносоставного поезда.
Об авторах
И. О. ТесленкоРоссия
Игорь Олегович Тесленко – доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук
Новосибирск
Д. Ю. Гришкова
Россия
Диана Юрьевна Гришкова – доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук
Новосибирск
С. Э. Ольховиков
Россия
Сергей Эдуардович Ольховиков – доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук
Новосибирск
Список литературы
1. Развитие тяжеловесного движения в мире / С. М. Захаров, К. П. Шенфельд. Москва : ВНИИЖТ, 2013. № 4. 10 с.
2. Гришкова Д. Ю. Мероприятия по сокращению простоя транзитного вагона с переработкой // Техник транспорта: образование и практика. 2020. № 1 (1/2). С. 18–22.
3. Югрина О. П., Танайно Ю. А. Эффективность организации тяжеловесного движения и вождения соединенных поездов на примере Западно-Сибирской железной дороги // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения.2019. № 4 (51). С. 22–27.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Москва, 2009. 177 с.
5. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р. Москва, 2008. 171 с.
6. Инструкция по организации обращения грузовых поездов повышенного веса и длины на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» : введена в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 17.12.2010 № 2610р. Москва, 2011.
7. Кузьмина Н. А. Исследование влияния движения поездов повышенной массы и длины как элемента увеличения эффективности перевозочного процесса // Евразийское научное объединение. 2020. № 1 (1). URL: https://zenodo.org/records/3662107 (дата обращения: 01.09.2024).
8. Югрина О. П., Танайно Ю. А. Организация тяжеловесных поездов на Западно-Сибирской железной дороге // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. Донецк, 2017. № 46. С. 25–30.
9. Правила тяговых расчетов для поездной работы : нормативное производственно-практическое издание / ОАО «Российские железные дороги». Москва, 2013. 515 с.
10. Гришкова Д. Ю., Наперов В. В. Оптимизация выполнения операций на железнодорожной станции // Передовые инновационные разработки, перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сборник научных статей по итогам одиннадцатой научной международной конференции. Казань : Конверт, 2019. С. 112–113.
Рецензия
Для цитирования:
Тесленко И.О., Гришкова Д.Ю., Ольховиков С.Э. Оценка возможности формирования поездов весом 7 100 т с массовым грузом на углепогрузочной станции П. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(5):65-71. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_72_65
For citation:
Teslenko I.O., Grishkova D.Yu., Olkhovikov S.E. Assessment of the possibility of forming trains weighing 7,100 tons with a mass load at the coal loading station Р. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(5):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_72_65