Влияние предварительно напряженного состояния пролетного строения на колебания железобетонного железнодорожного моста во время землетрясения
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_6
Аннотация
В данной работе рассматриваются особенности расчета сейсмостойкости железобетонных железнодорожных мостов по реальным записям землетрясений. Методами конечных элементов и конечных разностей производится дискретизация задачи при учете взаимодействия фундаментов опор моста с грунтом по модели Винклера и предварительного напряжения пролетного строения, которое обеспечивается напряженными элементами рабочей арматуры. Коэффициенты матрицы жесткостей взаимодействия рассчитываются по площадям контактных поверхностей висячих свай с грунтом.
На примере расчета трехпролетного железобетонного железнодорожного моста на реальные сейсмические воздействия землетрясений показано влияние предварительно напряженного состояния пролетного строения. Железнодорожный мост длиной 53,2 м расположен в 7-балльном по сейсмической интенсивности районе между станциями Шават – Гурлен на участке железной дороги Шават – Гурлен – Джумуртау – Кипчак – Койбакли. Численное решение задачи сейсмостойкости моста показало изменение его напряженно-деформированного состояния во времени. Результаты расчета железнодорожного железобетонного моста получены на основании реальной записи землетрясения Boshroyeh (Иран) интенсивностью 7 баллов по шкале MSK-64. По результатам расчетов сделан вывод, что нормальные напряжения в пролетных строениях без учета предварительно напряженной арматуры с одной стороны становятся растягивающими. Поскольку бетон на растяжение работает плохо, это вызывает постепенное растрескивание пролетного строения, в результате чего сокращается его срок службы. В соответствии с полученными результатами без предварительного напряжения арматуры железнодорожного моста вычисленные значения напряжений на растяжение оказались выше допустимых по нормативным документам на 0,45 МПа. С учетом предварительного напряжения арматуры были получены значения напряжений, соответствующие принятым в нормативном документе.
Об авторах
И. МирзаевУзбекистан
Ибрахим Мирзаев, профессор кафедры «Прикладная механика», доктор физико-математических наук
Ташкент
Д. С. Аскарова
Узбекистан
Дилбархон Содирали кизи Аскарова, базовый докторант кафедры «Прикладная механика»
Ташкент
Список литературы
1. Мирзаев И., Шермухамедов У. З., Аскарова Д. С. Влияние податливости основания на сейсмостойкость железнодорожных мостов // Путевой навигатор. 2023. № 52 (82). С. 60–67.
2. Safety assessment of existing prestressed reinforced concrete bridge decks through different approaches / M. Ferrara, D. Gino, E. Miceli [et al.] // Structural Concrete. 2024. P. 117859. https://doi.org/10.1002/suco.202301049.
3. Corrosion effects on the flexural performance of prestressed reinforced concrete beams / S. Imperatore, A. Benenato, S. Spagnuolo [et al.] // Construction and Building Materials. 2024. Vol. 441. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2023.134581.
4. Experimental study on the fundamental frequency of prestressed concrete bridge beams with parabolic unbonded tendons / M. Bonopera, K. C. Chang, C. C. Chen [et al.] // Journal of Sound and Vibration. 2019. Vol. 455. P. 150–160. https://doi.org/10.1016/j.jsv.2019.04.038.
5. Tullini N., Rebecchi G., Laudiero F. Bending tests to estimate the axial force in tie-rods // Mechanics Research Communications. 2012. Vol. 44. P. 57–64. https://doi.org/10.1016/j.mechrescom.2012.06.005.
6. Experimental Study on Vibration Characteristics of Prestressed Concrete Beam / Y. Toyota, T. Hirose, Syuichi Ono, K. Shidara // Procedia Engineering. 2017. Vol. 171. P. 1165–1172. https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.01.483.
7. Damage detection in a post tensioned concrete beam – Experimental investigation / M. P. Limongelli, D. Siegert, E. Merliot [et al.] // Engineering Structures. 2016. Vol. 128. P. 15–25. https://doi.org/10.1016/j.engstruct.2016.09.017.
8. Определение выгиба большепролетных железобетонных балок от преднапряжения арматуры методом конечных элементов / П. П. Гайджуров, Э. Р. Исхакова, Сами Фахль Аль-Джабоби, Махмуд Абдо Хаса Аль-Хадж // Строительство и архитектура. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2017. № 4. С. 86–91. https://doi.org/10.17213/0321-2653-2017-4-86-91.
9. Портаев Д. В. Расчет и конструирование монолитных преднапряженных конструкций гражданских зданий. Москва : АСВ, 2011. 248 с.
10. Evaluating the early-age behaviour of full-scale prestressed concrete beams using distributed and discrete fibre optic sensors / L. J. Butler, N. Gibbons, P. He [et al.] // Construction and Building Materials. 2016. Vol. 126. P. 894–912. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2016.09.086.
11. Calculation of the stress-strain state of monolithic bridges on the action of real seismic impacts / U. Shermukhamedov, I. Mirzaev, A. Karimova, D. Askarova // V International Scientific Conference “Construction Mechanics, Hydraulics and Water Resources Engineering”. CONMECHYDRO – 2023. E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 401. P. 05080. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202340105080.
12. Mirzaev I., Askarova D. Spatial oscillations of a railway bridge under the impact of a real earthquake // V Central Asian Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering. 2022. P. 91–95.
13. Прикладные задачи сейсмодинамики сооружений. Книга 2 / Т. Р. Рашидов, С. В. Кузнецов, Б. М. Мардонов, И. Мирзаев. Ташкент : Навруз, 2021. 172 с.
14. Использование упругого полупространства для моделирования оснований при оценке сейсмостойкости больших мостов / И. О. Кузнецова, A. M. Уздин, У. З. Шермухамедов, В. Хайбинь // Вестник гражданских инженеров. 2010. № 3 (24). С. 91–95.
15. ШНК 2.05.03–12. Мосты и трубы. Ташкент, 2012.
Рецензия
Для цитирования:
Мирзаев И., Аскарова Д.С. Влияние предварительно напряженного состояния пролетного строения на колебания железобетонного железнодорожного моста во время землетрясения. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(4):6-14. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_6
For citation:
Mirzaev I., Askarova D.S. Influence of prestressed state of the span on vibrations of a reinforced concrete railway bridge during an earthquake. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(4):6-14. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_71_6