Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Некоторые проблемы, возникающие при оценке грузоподъемности автодорожных мостов в процессе натурных исследований

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_101

Аннотация

   При исследованиях технического состояния эксплуатируемых автодорожных мостов главной и самой трудной задачей является получение правильной оценки фактической грузоподъемности моста. При этом возникают проблемы, которые связаны в основном с недостаточностью или отсутствием технической документации на сооружение, несогласованностью нормативно-методических документов в части оценки грузоподъемности мостов, неопределенностью учета асфальтобетонного покрытия. В оценке фактической грузоподъемности эксплуатируемых мостов в классах нормативной нагрузки имеет место противоречие между различными действующими нормами нагрузок.
   Для единого толкования грузоподъемности мостов, как новых, так и построенных ранее по различным нормам, необходимо во всех случаях следовать современным требованиям, зафиксированным в действующем ГОСТ Р 32960–2014. Это положение требует апробации на нормативном уровне. При определении возможности пропуска тяжеловесного транспортного средства по мостовому сооружению встречаются ситуации, когда условие пропуска, определенное теоретическими методами, не выполняется, но дефицит грузоподъемности пролетного строения относительно невелик. В таких случаях выполняются статические испытания сооружения, по результатам которых определяются критерии оценки грузоподъемности пролетного строения, регламентируемые в нормах. Учет влияния толщины покрытия на грузоподъемность моста должен быть обоснован результатами испытаний.
   При этом значения коэффициентов надежности по нагрузкам от слоев одежды ездового полотна, учитывающих неравномерность толщины слоев и погрешность измерений, необходимо определять отдельно статистическими методами с принятой для расчетных величин обеспеченностью – «три стандарта». Для учета возможного увеличения толщины асфальтобетонного покрытия в процессе эксплуатации моста целесообразно ввести к нагрузке от покрытия дополнительный коэффициент перспективного возрастания 1,1 или в качестве альтернативы увеличить измеренную толщину асфальтобетонного покрытия на 4–5 см.

Об авторах

А. И. Васильев
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений
Россия

Александр Ильич Васильев – профессор кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции», директор по науке, доктор технических наук

Москва



А. А. Курыпов
Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений
Россия

Алексей Александрович Курыпов – генеральный директор

Москва



А. А. Лебедев
Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений
Россия

Александр Алексеевич Лебедев – заместитель начальника отдела обследований и испытаний мостовых сооружений

Москва



Список литературы

1. СП 79.13330.2012. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний : актуализированная редакция СНиП 3.06.07–86* : утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 г. № 273 : введен в действие с 1 января 2013 г. Москва : Минрегион России, 2013. 58 с.

2. Быкова Н. М., Баранов Т. М., Толстиков Е. О. Развитие методики оценки грузоподъемности мостов с использованием мобильных автоматизированных систем мониторинга // Транспортные сооружения. 2015. Т. 2, № 4. С. 1–10.

3. Васильев А. И. Грузоподъемность и долговечность мостовых сооружений. Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. 200 с.

4. Olaszek P., Casas J. R. Practical considerations regarding results from static and dynamic load testing of bridges // Frontiers in built environment. 2019. Vol. 5. Article 11. DOI 10.3389/fbuil.2019.00011.

5. Commander B. Evolution of bridge diagnostic load testing in the USA // Frontiers in built environment. 2019. Vol. 5. Article 57. DOI 10.3389/fbuil.2019.00057.

6. Non-destructive testing of a 100-year-old reinforced concrete flat slab bridge / P. J. Wolert, M. K. Kolodziejczyk, J. M. Stallings, A. S. Nowak // Frontiers in built environment. 2020. Vol. 6. Article 31. DOI 10.3389/fbuil.2020.00031.

7. СП 35.13330.2011. Мосты и трубы : актуализированная редакция СНиП 2.05.03–84* : утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 822 : введен в действие с 20 мая 2011 г. Москва : ЦПП, 2011. 340 с.

8. ГОСТ Р 59618–2021. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний : утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2021 г. № 1745-ст : введен впервые. Москва : Российский институт стандартизации, 2022. 54 с.

9. ОДМ 218.4.025–2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть : издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.11.2016 N 2322-р / разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения». Москва : Федеральное дорожное агентство, 2016. 55 с.

10. СНиП 2.05.03–84*. Мосты и трубы : утверждены Постановлением Госстроя СССР от 30 ноября 1984 г. № 200. Москва : ЦПП, 1991. 239 с.

11. ГОСТ 32960–2014. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы загружения : принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2014 г. № 70-П) : введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г. Москва : Стандартинформ, 2019. 8 с.

12. Хазанов М. Л. Компьютерная измерительная система для испытаний и мониторинга мостовых конструкций // Приборы. 2017. № 10. С. 30–33.


Рецензия

Для цитирования:


Васильев А.И., Курыпов А.А., Лебедев А.А. Некоторые проблемы, возникающие при оценке грузоподъемности автодорожных мостов в процессе натурных исследований. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(4):101-108. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_101

For citation:


Vasiliev А.I., Kurypov А.А., Lebedev А.А. Some problems that arise when assessing the load capacity of road bridges in the process of field studies. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(4):101-108. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_101

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)