Особенности обследования подводной части опор мостов и русел водотоков современными диагностическими комплексами
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_59
Аннотация
В настоящее время оценка состояния подводной части опор мостов осуществляется, как правило, на основании испытания кернов, выбуренных из подводной части опоры через надводную. О несущей способности сечения площадью несколько десятков квадратных метров приходится судить по прочности единичных кернов, выбуриваемых в основном из центральной части опоры. Оборудования для выбуривания кернов из бетона гидротехнических сооружений непосредственно под водой отечественная промышленность не выпускает.
Наряду с указанным способом применяется диагностика подводной части опор с помощью специалистов центральной водолазной станции. При этом возрастает трудоемкость работ, так как при плохой видимости каждый участок сооружения следует осматривать в несколько приемов. Результаты обследования необходимо передавать на поверхность по телефону и по возможности записывать на диктофон.
На основании полученных данных решается вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации опор, обосновании необходимости ремонта подводной части той или иной опоры и очередности ремонта в масштабе дорог и сети в целом. Ошибки в решении этого вопроса могут привести как к необоснованным затратам материальных ресурсов и средств, так и к нарушению безопасности движения.
Оба способа достаточно трудоемки и дороги, а частота обследований не позволяет получать достаточно большое количество статистических данных диагностики, кроме того, возможны ошибки по причине человеческого фактора. С целью сокращения трудоемкости и получения более достоверных и статистически обоснованных данных диагностики возникла необходимость оценки состояния подводной части опор мостов без кернов, выбуренных из подводной части опоры через надводную, и без привлечения водолазов, т. е. современными методами и средствами, одним из которых являются телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА).
В данной статье рассматриваются основные технологические аспекты диагностики подводной части опор мостов с использованием ТНПА. Целью такой диагностики является повышение эффективности обследования подводной части опор, возможность более точной и менее трудоемкой оценки реального состояния опор железнодорожных мостов для окончательного решения вопроса о сроке их службы.
Об авторах
А. А. БондаренкоРоссия
Алексей Алексеевич Бондаренко – доцент кафедры «Железнодорожный путь и строительство», кандидат технических наук
Самара
А. А. Рословец
Россия
Алексей Алексеевич Рословец – заместитель начальника по безопасности движения
Москва
О. М. Васильева
Россия
Ольга Михайловна Васильева – старший преподаватель кафедры «Железнодорожный путь и строительство»
Самара
Список литературы
1. Инструкция по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 25 марта 2022 г. № 754/р. Москва, 2022. 128 с.
2. Инструкция по содержанию подводной части опор железнодорожных мостов ОАО «РЖД» : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» в декабре 2007 г. Москва, 2008. 48 с.
3. Инструкция по содержанию искусственных сооружений : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2193/р от 02.10.2020 : (В редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 03.11.2021 № 2376/р.). Москва, 2020. 94 с.
4. Инструкция по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах ОАО «РЖД» : утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 28/р от 14 января 2019 г. Москва, 2019. 187 с.
5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации : утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250. Москва, 2022. 513 с.
6. Догерти Мартин. Дроны. Чехов : Чеховский печатный двор, 2017. 224 с.
7. Содержание и реконструкция мостов и водопропускных труб на железных дорогах : учебник / С. А. Бокарев, Э. С. Карапетов, С. В. Чижов, А. Н. Яшнов. Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2019. 576 с.
8. РД 31.3.3–97. Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта. Москва : Министерство транспорта РФ, 1997. 185 с.
9. РД 31.84.01–90. Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть 1. Правила водолазной службы. Москва : В/О «Мортехинформреклама», 1992. 357 с.
10. СП 79.13330.2012. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний : актуализированная редакция СНиП 3.06.07–86* : утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. № 273. Москва, 2012. 37 с.
11. Бондаренко А. А., Васильева О. М., Щенникова Т. В. Диагностика подводной части опор мостов и русел водотоков // Наука и образование транспорту. 2022. № 2. С. 160–163.
12. Телеуправляемый подводный аппарат «ГНОМ» : Руководство по эксплуатации и Руководство оператора : 6574-001-56503411–2022 РЭ. Москва, 2022. 34 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко А.А., Рословец А.А., Васильева О.М. Особенности обследования подводной части опор мостов и русел водотоков современными диагностическими комплексами. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2023;(4):59-67. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_59
For citation:
Bondarenko A.A., Roslovets A.A., Vasilyeva O.M. Inspection peculiarities of the bridge supports underwater part and watercourse beds by modern diagnostic complexes. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2023;(4):59-67. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2023_67_59