К вопросу об определении крутильной жесткости элементов несущих конструкций мостовых сооружений
https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_89
Аннотация
Крутильный момент инерции является важной геометрической характеристикой элементов пространственных мостовых конструкций. Крутильная жесткость элементов влияет на характер работы конструкции как напрямую, так и косвенно. При некорректном определении данного параметра теоретическое поведение конструкции под нагрузкой может показать значительное отличие от фактической ее работы. Поэтому значимость корректного вычисления крутильной жесткости элементов в расчетах пространственных конструкций трудно переоценить. Основная проблема в определении крутильного момента инерции – это большая трудоемкость вычислений для сечений общего вида. Строгие математические выражения имеют место только для сечений круглой формы. В данной работе рассмотрены различные методы, которые наиболее часто используются в практике инженерных расчетов мостовых конструкций. Освещены основные математические аспекты данных методов и кратко отмечены их основные достоинства и недостатки. Для балки таврового сечения, характерной для железобетонных пролетных строений мостов, проведены сравнительные вычисления всеми рассмотренными в статье методами. Показано, что результаты вычислений на основе МКЭ, выполненных в зарубежной программе Midas Civil и отечественной программе «Парис», хорошо согласуются друг с другом и показывают минимальное отклонение от результатов, определенных аналитическим методом мембранной аналогии. Частота дискретизации сеток конечных элементов оказывает влияние на погрешность результатов. В программе Midas Civil подбор оптимального размера конечных элементов осуществляется исполнителем путем перебора различных вариантов. В программе «Парис» подбор сетки конечных элементов выполняется автоматически из условия минимизации времени расчета и погрешности результатов. Упрощенные подходы дают большую погрешность и требуют минимальных трудозатрат, поэтому их целесообразно применять только для эскизных расчетов. Увеличение частоты разбиения рассматриваемого сечения на прямоугольные примитивы в упрощенных методах приводит к увеличению погрешности результатов вычислений. Наиболее приемлемые результаты получаются при минимальном количестве разбиений.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. ИвановРоссия
Артем Николаевич Иванов – доцент кафедры «Мосты», заведующий отделом «Композиционные материалы и конструкции» СибНИИ мостов, кандидат технических наук, доцент
Новосибирск
Д. М. Завьялов
Россия
Данил Михайлович Завьялов – студент факультета «Мосты и тоннели»
Новосибирск
Список литературы
1. Ефимов П. П. Архитектура мостов. Москва : Информавтодор, 2003. 288 с.
2. Бахтин С. А. Разработка комплексного алгоритма многокритериальной оптимизации на примере проектирования экологических путепроводов (ландшафтных мостов) на автомагистралях // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 2 (57). С. 61–69. DOI 10.52170/1815-9265_2021_57_61.
3. Засухин И. В., Соловьев Л. Ю. Особенности пространственной работы железнодорожных металлических пролетных строений, установленных в кривых участках пути // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (62). С. 49–56. DOI 10.52170/1815-9265_2022_62_49.
4. Расчет грузоподъемности стоечных опор моста с помощью комплекса MIDAS / С. В. Ефимов, К. О. Жунев, Е. Г. Попова, А. М. Усольцев // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 1. С. 11–13.
5. Гусева О. В. Обзор существующих подходов к расчету железобетонных балок в условиях кручения с изгибом // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 77–79.
6. Бобешко А. А. Метод учета пространственной работы // Образование и наука в России и за рубежом. 2014. № 6 (15). С. 31–34.
7. Усилия в элементах металлических пролетных строений с ортотропным балластным корытом / И. В. Засухин, А. М. Усольцев, К. О. Жунев, К. В. Кобелев // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 5. С. 20–22.
8. Ермолич А. Н., Иванов А. Н. Разработка пространственной конечно-элементной расчетной модели сталежелезобетонного пролетного строения // Интеллектуальный потенциал Сибири : 30-я Региональная научная студенческая конференция : сборник научных трудов. Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2022. С. 591–594.
9. Ефимов П. П. Экспериментальные методы исследования мостов : учебное пособие. Омск : Омский государственный технический университет, 1994. 195 с.
10. Ефимов П. П. Проектирование мостов. Часть I. Казань : Идел-Пресс, 2011. 136 с.
11. Власов Г. М., Устинов В. П. Расчет железобетонных мостов. Москва : Транспорт, 1992. 256 с.
12. Красин Н. А. Определение крутильной жесткости железобетонных балок // Вопросы надежности и долговечности искусственных сооружений железнодорожного транспорта : межвузовский сборник научных трудов / под редакцией Г. М. Власова. Новосибирск : Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, 1990. С. 32–38.
13. Феодосьев В. И. Сопротивление материалов. Москва : Издательство Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, 1999. 592 с.
14. Кирюхин А. А., Сульдин Б. Н. Расчет крутильной жесткости стержня на основе пленочной аналогии // Политехнический молодежный журнал. 2018. № 5 (22). С. 9. DOI 10.18698/2541-8009-2018-5-321.
Рецензия
Для цитирования:
Иванов А.Н., Завьялов Д.М. К вопросу об определении крутильной жесткости элементов несущих конструкций мостовых сооружений. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(2):89-97. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_89
For citation:
Ivanov A.N., Zavyalov D.M. On the issue of determining the torsional stiffness of elements of load-bearing structures of bridge structures. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(2):89-97. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_69_89