Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния поврежденных ферм железнодорожного моста

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_87

Аннотация

   В статье представлены результаты обследований и испытаний железнодорожного моста с пролетными строениями из сквозных главных ферм расчетной длиной 66 м после проведения работ по замене вышедшего из строя элемента верхнего пояса. Свойство живучести пролетного строения, заключающееся в пространственном перераспределении усилий между неповрежденными элементами, и избыточная прочность элементов по отношению к обращающимся нагрузкам позволили предотвратить прогрессирующее обрушение пролетного строения и даже некоторое время пропускать поезда по Транссибу. В статье экспериментально исследуются факторы, влияющие на напряженно-деформированное состояние ферм. Предварительное обследование проводилось при помощи метода лазерного сканирования, по результатам которого создано облако точек, охватывающее все конструкции опор и пролетного строения. Испытания осуществлялись под проходящими нагрузками. При испытаниях контролировались прогибы ферм, вертикальные осадки опорных частей и фибровые напряжения некоторых элементов пролетного строения. Установлено, что пролетное строение имеет нарушения своей геометрии в виде наклонов вертикальных элементов с отклонением до 110 мм, перекосы точек опирания до 18 мм по высоте. Испытания показали сложное напряженно-деформированное состояние конструкции и неравномерное распределение напряжений по элементам фермы, отличающееся от классически принятых расчетных предпосылок: многие элементы фермы работают на сжатие с изгибом, а вклад напряжений изгиба превышает вклад осевых напряжений. Если общие прогибы двух ферм друг от друга практически не отличаются, то фибровые напряжения элементов крайних панелей на 70 % могут состоять из деформаций изгиба и больше свойственны поясам фермы. Зафиксированы неравномерные осадки опорных частей под нагрузкой, с разницей более чем в два раза. В статье сделаны выводы и предположения о факторах, послуживших причинами выхода из строя несущих элементов.

Об авторах

Т. М. Баранов
Иркутский государственный университет путей сообщения
Россия

Тимофей Михайлович Баранов, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент

кафедра «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»

Иркутск



Д. А. Зайнагабдинов
Иркутский государственный университет путей сообщения
Россия

Дамир Альфридович Зайнагабдинов, доцент, кандидат технических наук

кафедра «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»

Иркутск



А. А. Забияка
Иркутский государственный университет путей сообщения
Россия

Андрей Андреевич Забияка, аспирант

кафедра «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»

Иркутск



И. А. Фетисов
Иркутский филиал Центральной дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры – филиал ЦДИ ОАО «РЖД», мостоиспытательная станция № 2
Россия

Иван Анатольевич Фетисов, начальник

Иркутск



Список литературы

1. Махутов Н. А., Резников Д. О. Многоуровневая оценка живучести сложных технических систем с учетом масштабно-структурной иерархии процессов накопления повреждений и разрушения // Безопасность в техносфере. 2016. Т. 5, № 4. С. 3–17.

2. СП 35.13330.2011. Мосты и трубы : актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*. Москва: ЦПП, 2011. 347 с.

3. Баранов Т. М., Быкова Н. М., Забияка А. А. Моделирование поврежденных металлических пролетных строений железнодорожных мостов // Политранспортные системы : материалы XI Международной научно-технической конференции (Новосибирск, 12–13 ноября 2020 г.). Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2020. С. 63–67.

4. Быкова Н. М., Баранов Т. М., Забияка А. А. Оценка работы пролетного строения железнодорожного моста с повреждением элемента фермы // Транспортные сооружения. 2023. Т. 10, № 4. URL: https://t-s.today/PDF/12SATS423.pdf (дата обращения: 01. 06. 2024).

5. Старцев А. Г., Зайнагабдинов Д. А. Численное исследование работы металлического пролетного строения со сквозными главными фермами с поврежденным верхним поясом // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы Восьмой Международной научно-практической конференции, 28 марта – 01 апреля 2017 г. Иркутск : в 2 т. Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2017. Т. 1. С. 562–569.

6. Яшнов А. Н., Снежков И. И. Развитие систем диагностики и мониторинга мостов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. № 3 (54). С. 6–13.

7. Фейзханов У. Ф., Таликов Д. А. Современные методы автоматизации измерительных и технологических процессов // Горный информационно-аналитический бюллетень. Москва: Горная книга, 2007. № 11. С. 334–338.

8. Иванов Е. О. Контролируемые параметры систем мониторинга железнодорожных пролетных строений со сквозными фермами // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 1 (68). С. 109–116.

9. Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов : утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. №3227р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

10. Аварии и разрушения мостовых сооружений, анализ их причин / И. Ю. Майстренко, И. И. Овчинников, И. Г. Овчинников [и др.]. Ч. 3 // Транспортные сооружения. 2018. Т 5, № 1. URL: https://t-s.today/08SATS118.html (дата обращения: 01. 06. 2024).

11. Байкальский филиал ФГБУН ФИЦ «Единая геофизическая служба Российской академии наук» : [сайт]. Раздел «Основной каталог событий». URL: https://seis-bykl.ru/modules.php?name=Data&da=1 (дата обращения: 01. 06. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Баранов Т.М., Зайнагабдинов Д.А., Забияка А.А., Фетисов И.А. Экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния поврежденных ферм железнодорожного моста. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(3):87-99. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_87

For citation:


Baranov T.M., Zainagabdinov D.A., Zabiyaka A.A., Fetisov I.A. Experimental stress-strain state research of damaged railway bridge trusses. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(3):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_87

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)