Preview

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения

Расширенный поиск

Обоснование новой методики прогноза экологических последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (пожаров и взрывов) с опасными грузами на железнодорожном транспорте

https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_40

Аннотация

   Для экономики Российской Федерации перевозка (транспортировка) опасных грузов в международном и внутреннем сообщении играет чрезвычайно важную роль. В десятки стран мира поставляются природный газ (опасный груз класса 2), аммиачно-нитратные удобрения (опасные грузы класса 5), тепловыделяющие элементы (опасные грузы класса 7) и многие другие грузы. В этот процесс вовлечены все виды транспорта: трубопроводный, железнодорожный, автомобильный, речной и морской, авиационный. Инциденты, аварии и катастрофы с опасными грузами, имеющие тяжелые последствия, продолжают происходить на всех видах транспорта практически во всех регионах мира. Анализ ряда актуальных аварий и чрезвычайных ситуаций, в результате которых был нанесен не только критический или существенный ущерб важным объектам транспортной инфраструктуры, но и экологический ущерб населению прилегающих территорий, привел нас к выводу о недостаточности существующей системы защиты и необходимости разработки новых значимых ее элементов. Учет новых обстоятельств системы защиты при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами заключается, по нашему мнению, прежде всего в прогнозе и управлении режимами горения и взрыва высокоопасных веществ с целью снижения экологических и иных негативных последствий. Опасные грузы классов 1, 2 и 3, как правило, обладают высокоопасными свойствами. Выявлены методологические изъяны в оценке воздействия последствий взрыва и пожаров опасных грузов, а также минимизации их последствий. На характерных примерах предпринята попытка моделирования горения и взрыва опасного груза винилхлорида, расчет количества образующихся токсичных продуктов и формируемых ими опасных концентраций в воздушной среде аварийной зоны. Рассмотрены возможные режимы (горение, взрыв) и предложен оценочный параметр – расчетный относительный индекс токсичности при различных режимах деструкции, а также условиях горения и рассеивания продуктов. Обоснована целесообразность создания «Методики прогноза экологических последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (пожаров и взрывов) с опасными грузами», назначением которой является разработка дополнительных мер защиты при чрезвычайных ситуациях, в том числе защиты жителей селитебных территорий, на основе модели образования в химической реакции токсичных продуктов и их распространения в воздушной среде.

Об авторах

В. И. Медведев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Владимир Ильич Медведев, профессор, доктор технических наук

кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Новосибирск



С. А. Бессоненко
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Сергей Анатольевич Бессоненко, заведующий кафедрой, доктор технических наук

кафедра «Управление эксплуатационной работой»

Новосибирск



М. Е. Корягин
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Марк Евгеньевич Корягин, заведующий кафедрой, доктор технических наук

кафедра «Высшая математика»

Новосибирск



М. Д. Сурков
ПК Дельта
Россия

Михаил Дмитриевич Сурков, инженер-конструктор

Новосибирск



Список литературы

1. Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года : (Белая книга) : утверждена Распоряжением ОАО «Российские железные дороги от 17. 04. 2018 № 769/р. Москва, 2018.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». Москва: МЧС России : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 264 с.

3. Медведев В. И. Методы управления безопасностью перевозочного процесса опасных грузов и пути повышения экологической безопасности на железнодорожном транспорте : специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок» : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Медведев Владимир Ильич. Новосибирск, 2001. 287 с.

4. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила. ST/SG/AC.10/1/Rev.21 (Vol. I) / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк ; Женева, 2019. 506 с.

5. Recommendations on the transport of dangerous goods. Manual of tests and criteria. Fifth revised edition. ST/SG/AC.10/11/Rev.5 / United Nations. New York ; Geneva, 2009. 450 p.

6. ГОСТ Р 57478–2017. Грузы опасные. Классификация : утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2017 г. № 454-ст. Москва, 2018. URL: http://www.docs.cntd.ru.

7. ГОСТ Р 57477–2017. Грузы опасные. Маркировка : утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2017 г. № 455-ст. Москва, 2018. URL: http://www.docs.cntd.ru

8. Развитие методов анализа техногенных опасностей и рисков для объектов железнодорожного транспорта / Н. А. Махутов, М. М. Гаденин, А. М. Соколов, Е. Ю. Титов // Вестник ВНИИЖТ. 2014. № 6. С. 3–12.

9. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : Федеральный закон № 17-ФЗ : [принят Государственной думой 24 декабря 2002 г. : одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 г.] : (с изменениями на 13 июня 2003 г.). Москва, 2003.

10. Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности : приказ Минтранса России от 23. 07. 2015 № 227 : (ред. от 07. 09. 2020) : (зарегистрировано в Минюсте России 24. 03. 2016 № 41529). Москва, 2020.

11. East Palestine, Ohio Train Derailment // EPA is committed to protecting the health and safety of the East Palestine, Ohio community. URL: https://www.epa.gov/east-palestine-oh-train-derailment (дата обращения: 25. 05. 2024).

12. White noise: How conspiracists exploited an information gap after a derailment in Ohio. URL: https://www.logically.ai/articles/white-noise-how-conspiracists-exploited-an-information-gap-after-a-derailment-in-ohio (дата обращения: 25. 05. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Медведев В.И., Бессоненко С.А., Корягин М.Е., Сурков М.Д. Обоснование новой методики прогноза экологических последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (пожаров и взрывов) с опасными грузами на железнодорожном транспорте. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024;(3):40-48. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_40

For citation:


Medvedev V.I., Bessonenko S.A., Koryagin M.E., Surkov M.D. Substantiation of a new methodology for forecasting the environmental consequences of man-made emergencies (fires and explosions) with dangerous goods in railway transport. Bulletin of Siberian State University of Transport. 2024;(3):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.52170/1815-9265_2024_70_40

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-9265 (Print)